Урок смирения. Слово в день праздника Обрезания Господня

.

Слово митрополита Марка в день праздника Обрезания Господня.

Бог, который открывается людям в Ветхом Завете, есть Бог великий, крепкий, сильный и вместе с тем страшный. Он является Своему народу в трясении горы, в шуме, и Его явление вызывает у людей страх и ужас. И поэтому среди Писаний Ветхого Завета мы почти не видим обращения к Богу как к Отцу. Лишь в нескольких случаях в Писаниях ветхозаветной эпохи проскальзывает это обращение к Богу — Отец.

А в Новом Завете Бог открывается как Отец — милосердный, любящий и спасающий. И все праздники Нового Завета, все главные события являются не только явлениями славы Божией, но и проявлениями крайнего умаления и смирения Спасителя.

Конечно, мы прославляем Бога, отмечаем Его славное Преображение, когда Он показал Свою славу, мы прославляем Воскресение Христово. Но многие праздники свидетельствуют о крайнем умалении Творца. Таков праздник Рождества Христова. Подумать только! Бог становится смертным человеком, Безначальный начинается, Невместимый вмещается в Девичью утробу, Бог Слово полагается в яслях бессловесных неразумных животных!
Таков и праздник Крещения. Бог не нуждался в этом, но пришел, чтобы символически взять на Себя грехи людей, приходивших на Иордан исповедоваться.

Если в отношении праздника Крещения можно сказать, что через него Господь полагает новое Таинство вхождения человека в Церковь, то праздник Обрезания многими воспринимается как рудимент Ветхого Завета, как остаточное явление, которое в Церкви Нового Завета уже больше не имеет места. И все же Господь принимает это законное установление Ветхого Завета. Бог причисляет Себя к избранному народу, и, как всякий Младенец мужского пола, принимает этот обряд.

Господь показывает через это Свое смирение и желание пройти до конца тот путь, которым шел всякий человек народа Божия. И для нас этот праздник является особым показателем смирения и истощания Божия. Человек часто стремится к славе, к тому, чтобы быть почитаемым, успешным, хвалимым в этом мире, стремится занимать на жизненном пиру лучшие места. Но Господь являет нам Своей жизнью другой пример — пример Мессии страдающего, смиренного Богочеловека, который на протяжении не только последних лет Своей жизни среди людей и времени Своих страстей, но на протяжении всего земного пути сопричисляет и не отделяет Себя от человеческого рода. И даже сегодняшний праздник в чем-то находится в тени праздника великого святителя Церкви Василия. Мы видим, что на богослужении утрени празднику святителя Василия посвящено больше песнопений, нежели празднику Обрезания. Пусть и для нас, дорогие братья и сестры, этот праздник будет образцом смирения, показателем того, что смирившийся Бог самим делом учит нас смиряться и нести свой крест.

Дай Бог, чтобы и мы воспринимали образ страдающего за нас Сына Божия, пришедшего на землю нас ради и нашего ради спасения. И пусть этот образ страдающего Сына Божия побуждает нас терпеть, молиться, смиряться и нести свой крест без ропота на жизненные обстоятельства.

Христорождественский кафедральный собор Рязани,

14 января 2021 года