«Любовью и единением спасемся»: к 630-летию пребывания преподобного Сергия Радонежского на Рязанской земле

.

В этом году мы отмечаем важную дату – 630-летие визита преподобного Сергия Радонежского на Рязанскую землю. Значение этого визита трудно переоценить. Благодаря ему не только прекратилось военное противостояние Москвы и Рязани, но и были заложены основы для дальнейшей централизации Русского государства. Мирное разрешение конфликта, длившегося многие десятилетия, послужило примером и для других русских территорий.

Объединившись, русский народ мог теперь более успешно противостоять внешней угрозе. Пророческие слова преподобного Сергия: «Любовью и единением спасемся» начали осуществляться.

Преподобный Сергий лучше других понимал, что только единство спасет его страну от полного исчезновения. А для этого необходимо всем русским княжествам сплотиться вокруг одного, наиболее сильного. Таким княжеством Преподобный считал Московское, возглавляемое князем Дмитрием Ивановичем.

Игумен Сергий предпринимал большие усилия, чтобы убедить в этом других князей. В 1356 году он сумел убедить ростовского князя стать союзником Дмитрия, а в 1365 – нижегородского князя. К 1380 году почти все русские княжества объединились вокруг Москвы для борьбы с иноземцами.

Хотя Рязанского княжества не было в их числе, тем не менее, Олег Иванович Рязанский оказывал всевозможные услуги москвичам. Видимо, не без ведома князя Олега рязанцы всё же участвовали в Куликовской битве. В древнерусской повести «Задонщина» Софония Рязанца среди убитых бояр разных городов указано 70 бояр рязанских (а каждый из них был со своим отрядом!). И это намного больше, чем от любого другого города! Велик вклад игумена Сергия в победу на Куликовом поле. Он благословил князя Дмитрия на священную битву, а затем денно и нощно молился за победу русского оружия.

Последующие после Куликовской битвы пять лет отмечены резким противостоянием между Москвой и Рязанью. Шла борьба за пограничные земли, имевшие стратегическое значение. Рязанцы хотели вернуть себе Коломну, захваченную предками князя Дмитрия ещё в начале XIV века. Спор шёл также за большую волость Лопасню, ранее тоже принадлежавшую Рязанскому княжеству.

Очень успешным для Олега Рязанского был 1385 год. Он неожиданной атакой захватил Коломну, но не стал её удерживать, а вернулся домой с богатой добычей и множеством пленных. Дмитрий Донской тут же послал наказать рязанцев большое войско во главе со своим двоюродным братом Владимиром Серпуховским. Олег при помощи литовских дружин под городом Перевитском разгромил москвичей.

Вести об успехе рязанцев дошли до Новгорода, жители которого были ободрены поражением Москвы и отказались подчиняться власти московского князя. И другие русские князья тоже стали косо посматривать на Москву. Литовская помощь Рязани не могла не вызвать тревогу у Дмитрия. В свою очередь монголо-татарский хан Тохтамыш очень надеялся на ослабление русских княжеств. Перед московским князем возникла дилемма: или опять начать затяжную войну с усилившимся Рязанским княжеством, или встать на путь переговоров. Дмитрий выбрал последнее.

Он послал в Рязань свою делегацию для переговоров. Однако Олег не хотел идти ни на какие уступки и выдвигал очень невыгодные для москвичей условия. Переговоры зашли в тупик. В этой ситуации князь Дмитрий решил ещё раз прибегнуть к помощи радонежского игумена. Старец Сергий согласился исполнить просьбу московского князя, потому что понимал, что с его миссией решается судьба Русского государства. В ноябре 1386 года в сопровождении московских бояр Сергий отправился в Рязань.

Накануне встречи с князем Олегом преподобный Сергий остановился на ночлег в нескольких верстах от города Переяславля-Рязанского, в том месте, где сейчас расположен Свято-Троицкий монастырь. Возможно, тогда это был лишь монашеский скит…

На следующее утро московская делегация во главе с игуменом Сергием отправилась в великокняжеские палаты (на территории Рязанского Кремля) для переговоров с рязанским князем Олегом. Как повествует летопись, преподобный Сергий много беседовал с князем Олегом о пользе души, о мире и о любви; князь же Олег укротился и умилился душою и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир в род и род.

Переговоры завершились подписанием между двумя Великими княжествами – Московским и Рязанским – «вечного мира», который потом никогда не нарушался. Этот мир был через год скреплен династическим браком дочери Дмитрия Софьи и сына Олега Федора.

Николай Булычев

опубликовано в газете "Благовест", №2, 2016 год