Скорый помощник и заступник. Стоит только произнести эти слова, и в сознании любого верующего, как правило, в первую очередь возникает конкретный образ – святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца. В Русской Православной Церкви существует древняя традиция особого почитания Рождества этого любимого народом угодника Божия. Упраздненное в правление Екатерины II, празднование этого дня в наше время вновь возродилось. В Никольском храме города Рыбное 11 августа торжество встретили за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с наставлением:

– Сегодня в Евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы слышали повествование о том, как Господь наш Иисус Христос накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, причем имеется в виду количество мужчин, без учета женщин и детей.

В Евангелии говорится лишь о части чудес Спасителя. Вспомните слова апостола и евангелиста Иоанна: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Почему же евангелисты, и особенно Матфей, посчитали важным сделать акцент на этом чуде?

Дело в том, что апостол Матфей проповедовал среди своих соплеменников, среди, как говорил Христос, погибших чад Дома Израилева. И им, воспитанным на языке и образах Священного Писания, важно было показать и доказать, что Иисус Христос есть настоящий Мессия, что Он соответствует пророчествам, что Он действительно тот, за кого Себя выдает.

Мессия – это второй Моисей. Моисей же питал народ в пустыне манною, затем птицами, которые по его молитвам попали в стан израильтян. И вот новый Мессия, Господь наш Иисус Христос, пришел и не просто творил чудеса и знамения, не просто учил народ покаянию и говорил об идеалах человеческой жизни, но и кормил Свой народ. И в этом смысле Иисус Христос подобен Моисею и превзошел его – ведь то чудо, которое происходило с Моисеем и с народом, сейчас пытаются объяснить какими-то естественными причинами. Но как естественным образом объяснить тот факт, что пять тысяч мужчин, не считая женщин и детей, были накормлены всего лишь пятью хлебами и двумя рыбами?

И этот чудо должно было подвигнуть современников Христа, соплеменников апостола Матфея, уверовать, что Иисус Христос есть действительно тот самый Мессия, которого ждали, который творит чудеса, подобно пророку Моисею.

Но не только Господь творил чудеса. Ведь Он сказал, что если Его ученики будут иметь веру, то сотворят чудеса не меньше тех, что творил их Учитель – будут кормить, утешать, вразумлять. И мы видим все это на протяжении двухтысячелетней христианской истории. И этими чудесами, служением особо прославился святитель Николай, день рождения которого сегодня отмечает Церковь.

Святитель Николай был одним из тех, кто стоит у истоков благотворительности. Он кормил, утешал, вразумлял, благотворил, помогал всем тем, кто к нему приходил, и тем, о чьей нужде он просто слышал от других.

Вернемся к чудесному насыщению пяти тысяч человек. Когда Господь спросил апостолов, сколько у них есть продуктов, они назвали количество, очевидно недостаточное для стольких людей. Именно об этом думали многие подвижники, Николай Чудотворец и другие святые, когда они открывали церковные закрома, давали нуждающимся хлеб из монастырей, благотворили тем, что у них было, не думая, как они будут жить дальше. Они подавали нуждающимся по их просьбе и бедственному положению.

Существует много подобных примеров. Так, в жизни игумена одного монастыря был следующий эпизод. Однажды он услышал шум и увидел, как в монастырский склад залез невзрачного вида мужчина. И вот игумен наблюдает, как этот человек набирает хлеб, зерно из монастырских закромов. Конечно, это был вор. Однако игумен, увидев жалкий вид незваного гостя, помог ему взвалить на плечи мешок, наполненный пшеницей. Мужчина, конечно, смутился, но игумен, сделав свое благородное дело, еще и сказал ему вслед, чтобы в случае нужды открыто приходил за зерном.

Известно очень много случаев, когда духовные люди вот так помогали нуждающимся. Но для большинства верующих таким примером помощи является святитель Николай, этот кормитель голодных, жаждущих, благотворитель нуждающихся.

Дай Господь, чтобы Церковь, причем не только Церковь как некая организация, но как христиане, как мы с вами, каждый из нас, не забывала бы об этом служении и всегда бы стремилась к тому, чтобы обогреть, накормить, благотворить всем тем, кто нуждается. Ведь в этом дух Христов, исполнение заповедей Господних. Дай Бог, чтобы дух служения, милосердия не оскудевал в христианах и в нашем русском народе, проникнутом духом любви и христианского милосердия.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов