Неделя о расслабленном и перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба. Архиерейское богослужение в Борисо-Глебском соборе
15 мая в Борисо-Глебском соборе города Рязани ежегодно встречают престольный праздник – перенесение мощей благоверных князей Бориса и Глеба, в крещении Романа и Давида. Это один из нескольких дней памяти святых братьев, когда верующие особо обращаются к ним, прося о молитвенной поддержке, покровительстве и заступлении. В этом году празднование памяти святых князей выпало на Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном. Божественную литургию в соборе возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и
Наставление после богослужения владыка посвятил событию, которое Церковь особым образом вспоминает в этот день. Владыка пояснил, в чем заключается значение исцеления расслабленного как знамения, знака для всех верующих, и обратил внимание на важные детали, о которых мы узнаем из повествования о произошедшем у Овчей купели:
– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слушали Евангелие, в котором повествуется об удивительном событии – исцелении человека, много лет пребывавшего в состоянии болезни. 38 лет лежал человек, будучи разбит тяжким недугом, и не получал никакой помощи. Очевидно, что он не был безгрешным – об этом нам повествует евангелист Иоанн. Когда Христос уже после исцеления встретил его, Он сказал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Что же может быть хуже, чем лежать в расслаблении, будучи не в состоянии встать с одра болезни. Почему же Господь не сразу его воздвигнул от болезни, почему не сразу пришла Божия помощь? Это место возле Иерусалимского храма было в каком-то смысле водным резервуаром, из которого вода почерпалась для нужд храма. И вот Христос, придя, увидел этого несчастного человека и спросил о причине его немощи. И тот отвечает – «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Не имею человека… Действительно, удивительные слова, которые, наверное, может повторить почти каждый из нас: не имею человека, который смог бы быть хорошим помощником, протянуть руку помощи. Господь стал этим человеком, Он без всяких лишних движений одним Своим словом исцелил болящего человека.
Он не только исцелил его. Евангелист Иоанн, рассказывая об этом событии, дает нам понять – вот Человек, который в состоянии помочь каждому! У того несчастного не было человека, который помог бы ему, но и для него, и для всех нас Христос является Спасителем. Мы имеем этого Богочеловека, но ищем ли мы Его? Болящий 38 лет лежал на одре болезни и искал человека, а к нам рука помощи всегда протянута со стороны нашего Господа и Спасителя. Проблема в том, что мы имеем человека, но не хотим Его искать, взыскать, обрести, получить помощь от Него в тех наших бедах, трудностях и болезнях, с которыми все мы сталкиваемся. Мы ищем другого человека, увы. Кто-то надеется исключительно на себя и свои силы, здоровье, умения, кто-то надеется на средства цивилизации, кто-то – на своих друзей-покровителей. Но это не те люди! «Всяк человек ложь», было сказано еще в Псалтири. И любая надежда на человека, с маленькой буквы, это ложная надежда. Подлинная надежда может быть только на одного человека – Богочеловека, нашего Спасителя! Его искали многие люди, которые находились в тяжелых обстоятельствах, и они обретали помощь.
Воспримем же, дорогие братья и сестры, это знамение. Неслучайно в Евангелии от Иоанна все чудеса Христовы называются именно так – знамениями, то есть некими знаками, которые Господь нам являет, чтобы дать нам понимание определенной истины. И это и есть истина – искать Богочеловека. У нас есть Христос, наш Спаситель, и Он всегда готов прийти к нам помощь, вот только мы отвращаем Его своими грехами. Не просто так Господь, исцелив расслабленного, сказал ему – «больше не греши, да не случится с тобой чего худшего». Мы, люди верующие, часто повторяем: «С нами Бог». Да, с нами Бог, если мы верим во Христа, исполняем заповеди Божии, если мы принимаем участие в Святых Христовых Таинах, если жизнь наша соответствует принципам Евангелия. Но если мы произносим эти слова, но не живем Богом, не исполняем Его заповеди, то это ложная надежда! Почему мы должны считать, что с нами Бог, если не живем по заветам Спасителя?
Дай Бог, дорогие братья и сестры, всегда в жизни искать помощи прежде всего у Бога, нашего Спасителя, Человека, который явился болящему и лежащему много лет у Овчей купели и исцелил его. Он исцелит и поможет всем нам, если мы искренне, всем сердцем будем искать Его, как нашего Покровителя и Спасителя.
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"