В Преображенском храме поселка Канищево в день престольного праздника Божественную литургию возглавил митрополит Марк

.

Преображение Господне – торжество, входящее в число двунадесятых праздников Православной Церкви. Этому событию посвящен храм в поселке Канищево, построенный как памятник победы России в Отечественной войне 1812 года. Сейчас в нем продолжается реставрация, храм преображается, тем самым, с одной стороны, указывая на преображение человеческих душ, вырвавшихся из пут атеистического ХХ века, а с другой – призывая к постоянному труду над преображением и возвышением своей духовной жизни каждого человека, включая тех, кто еще далек от веры и жизни Церкви.

В день престольного торжества в Преображенском храме Божественную литургию возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения, крестного хода и наставления доступны в записи).

О событии, произошедшем две тысячи лет назад на Фаворе, о его значении для учеников Господа и для всех верующих в последующие времена владыка говорил в наставлении в день праздника:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, в наших храмах читался отрывок из Евангелия, повествующий о произошедшем на горе Фаворской событии. Господь взял Своих ближайших учеников – Петра, Иакова, Иоанна – и пошел на высокую гору, чтобы помолиться. И вот, как повествует евангелист, во время молитвы Спаситель весь заблистал, лицо Его просветилось, и одежда стала белой, как снег. И с неба раздался голос – «Сей есть Сын Мой возлюбленный, того слушайте». Узнаем мы и о том, какое впечатление такое событие произвело на учеников.

Из евангельских текстов мы узнаем, что Петр, увидев Христа преобразившимся, а с Ним – Моисея и пророка Илию, воскликнул – «Господи! Давай построим здесь три кущи: одну для Тебя, одну для Моисея и другую для Илии». Петр почувствовал особую благодать, особое духовное состояние, потому что он увидел Христа преобразившимся, почувствовал исходящую от Него энергию.

Какой же смысл это событие имело для учеников? Господь преобразился незадолго до Своих Страстей, страданий. Своим Преображением Он хотел открыть, по крайней мере, Своим ближайшим ученикам, тайну Своего Божества, дать понимание того, кто есть Сын Человеческий, как Он называл Себя во время Своей земной жизни.

Господь преобразился, чтобы ученики увидели Его славу, осознали, что их Учитель – не простой раввин. Ведь ученики вместе со Христом посещали ветхозаветные праздники, ходили в храм, в синагоги, слушали ветхозаветные Писания, и у них вполне могло возникнуть представление о том, что их Учитель – один из великих учителей. Но все равно они находились в русле ветхозаветной религиозной духовной традиции, и основоположником ее во многом был пророк Моисей. Именно он по повелению Божию вывел еврейский народ из Египта, через него было даровано народу Божественное Откровение, Божии заповеди, Он явился проводником в землю обетованную.

И неслучайно пророк Моисей вместе с Илией явились ученикам во время Преображения. Они явились не как лица, которым возносилось какое-то особое почитание, но как служащие, предстоящие вместе со Христом и вокруг Христа. То есть ученики увидели, что пророк Моисей меньше Христа. Более того, ученики услышали голос Небесного Отца – «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Это означало, что больше уже не нужно слушаться Моисея, не нужно воспринимать как незыблемое правило и основание религиозности ветхозаветный закон. Во Христе – и закон, и пророки, потому что Он больше и закона, и пророков.

Вот такой смысл должны были извлечь ученики Христовы для себя из этого великого события. А что же мы? В чем состоит наша задача, как нам нужно воспринимать то, что произошло на Фаворе?

Во-первых, конечно, мы воспринимаем Христа как нашего Бога и Спасителя, который приоткрыл завесу, тайну Своего Божества ученикам. Но нам Он является в Евангелии и в Церкви как Спаситель, Сын Божий. Мы должны назидаться гласом Небесного Отца, Его слушать. У учеников Христа был выбор, кого слушать: Моисея с его ветхозаветным законом или Спасителя, их Наставника и Учителя. И они услышали ясный ответ через голос Отца – слушайте Христа, в Нем – Истина, у Него глаголы вечной жизни!

Тот же урок должны воспринять и мы. Мы, к сожалению, тоже часто слушаем далеко не тех, кого можно слушать. Мы внимаем либо голосу своего ветхого человека и поступаем по стихиям мира сего, живя по своим страстям, либо слушаем и воспринимаем голос народных обычаев, в том числе, когда празднуем Преображение. В связи с этим праздником возникает странное наименование Христа «Яблочным Спасом». Господь есть Вседержитель! Он никак не яблочный, не медовый и не ореховый. Он наш учитель и Спаситель, и мы должны слушать Его учение и Его наставления. А все остальное, что не согласуется с Его Божественным Откровением, мы должны воспринимать как что-то малозначащее и неважное. Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы голос Небесного Отца наставлял нас на всякую истину, чтобы через учение Спасителя мы достигли своего преображения, возвысились от земли, преодолели тяготение ветхого человека и постепенно, от силу в силу, восходили, чтобы достичь преображения в Царстве Небесного Отца.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"

 

 

IMG-20230820-WA0008
IMG-20230820-WA0009
IMG-20230820-WA0010
IMG-20230820-WA0012
IMG-20230820-WA0013
IMG-20230820-WA0014