Архиерейское богослужение в Троицком монастыре Рязани
29 августа в Троицком монастыре Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. В этот день в Церкви чествуется икона Божией Матери «Феодоровская», и для Троицкой обители это особая дата.
Дело в том, что с середины XIX века в монастыре пребывал чудотворный древний список Феодоровского образа, пожертвованный рязанским купцом Григорием Анзимировым. Причиной поступка купца стало чудо, которое свершилось в его жизни по молитвам перед этой иконой. В обители с великими почестями и благоговением встретили образ и поместили в правом приделе монастырского Сергиевского храма, сразу же освятив этот придел в честь Феодоровской иконы. В последующие годы монахи и многие богомольцы были свидетелями чудес, происходивших по молитвам к Богородице у этой святыни.
Сейчас в обители пребывает сделанный в 1998 году список с образа.
На 29 августа приходится еще и празднование Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Именно событие, лежащее в основе этого торжества, послужило исходной темой наставления митрополита Марка по окончании Литургии:
– «Как прекрасен этот мир» – на протяжении человеческой истории эту фразу произносили многие люди. Они восхищались горами, морскими гладями, лесами, цветущими лугами…Но самое большое восхищение вызывает сам человек, его ум, красота и благородство.
И прекрасные виды, и людей мы видим на изображениях, благодаря которым в человеческой культуре сохранились удивительные образы древней красоты, в том числе и красоты людей, которые жили много лет назад. И сегодня можно встретить немало изображений людей с яркой внешней красотой. Но среди всех самых прекрасных лиц выделяется один, самый прекрасный Лик – лик нашего Спасителя.
И хотя Его изображали разные художники, хотя Его изображений существует множество, на каждом из них Его лик по-своему прекрасен. Любая человеческая красота с годами меркнет, как цветок, который в свое время расцвел и завял, но немеркнущий Лик Спасителя сохраняет Свою красоту и благородство на протяжении уже 2000 лет.
В чем же Его красота? В особой гармоничности и возвышенности, в Божественном величии. Можно еще много чего перечислять, чтобы описать впечатления от изображений Лика нашего Господа и Спасителя. И поистине изобразить все это невозможно. Любой художник, когда он делает портрет, видит все по-своему и делает акцент на какие-то определенные черты характера, личности. А когда речь идет о Спасителе, когда мы взираем на Его изображения, поистине целая гамма разных впечатлений возникает в нашем сердце. И никакой художник не смог бы изобразить правильным образом небесный лик нашего Спасителя.
Предание говорит нам о том, что царь Авгарь пожелал получить изображение нашего Господа и Спасителя. Он услышал о великом Чудотворце, Пророке, Проповеднике и пожелал иметь Его изобаржение. Для этого он послал к Нему искусного живописца, но вот, о чудо, Господь прислонил к Своему лицу плат, и на этом плате появилось изображение. Таким образом царь Авгарь получил образ, который у нас называется нерукотворным, то есть он не был сотворен руками человека, но Сам Господь запечатлел его на полотне. И этот образ явился прообразом всех изображений Спасителя, которые мы теперь имеем.
Никакой православный храм невозможно представить без образа Спасителя, этого огнезрачного, и вместе с тем – милостивого и кроткого Лика. Мы взираем на Спасителя, на нашего воплотившегося Творца и Господа, и призываем Его на помощь в молитвах о нас, грешных. Но чтобы Господь нас услышал, действительно нужно вдохновиться небесным ликом Спасителя, воспринимать Его как главную красоту мира, то единственное, что в нем поистине прекрасно.