Смирение и помощь Божия: что нужно на пути к совершенству. Литургия в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

.

4 сентября, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе.

Наставление после богослужения владыка посвятил толкованию евангельского отрывка, звучавшего в этот день в храме:

– В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, мы слышали слова Спасителя, адресованные богатому юноше. На вопрос – «что мне сделать, чтобы войти в жизнь вечную?», Господь указывает на необходимость соблюдения заповедей. Юноша недоумевает – о каких заповедях может идти речь, ведь о Христе говорят, как о Новом Учителе, Человеке, говорящем что-то совершенно неслыханное, не то, что говорят книжники и фарисеи!

Однако Господь говорит все о тех же самых заповедях Моисея – не убивай, не прелюбодействуй, не кради и так далее. Для юноши все это – знакомая тема, все это он соблюдает в своей жизни.

Вот и мы, дорогие братья и сестры, когда речь идет о заповедях, часто считаем, что наша обязанность, потолок нашего благочестия – это соблюдение десяти заповедей Моисея. И из них мы, конечно, чаще вспоминаем вторую часть – ту, что относится к нашей жизни и нашим ближним, а не к Богу. Однако диалог Спасителя с юношей на этом не заканчивается. Дело в том, что Господь задает собеседнику вопрос – «А хочешь ли ты быть совершенным?». Почему звучит такой вопрос? Может, речь идет о каком-то особом совершенстве и особой святости?

Дело в том, что Господь дает другие заповеди, и это не заповеди Моисея. Мы слышим эти заповеди, когда поют Блаженства – «блаженны нищие духом, кроткие, милостивые, чистые сердцем и так далее. Это даже скорее не заповеди, а направления. Может ли кто сказать, что он достиг потолка милосердия, что он исполнил все, что касается этой добродетели? Или может ли кто сказать, что он достиг чистоты сердца? Конечно же, нет!

Эти идеалы недостижимы в своем совершенстве. Но почему же Господь задает юноше вопрос, касающийся богатства? Да потому что Он видит, что этот человек имеет тяготение и пристрастие к своему имению. И потому говорит ему о богатстве. На самом деле пристрастий у человека может быть много. Кто-то прилепляется к богатству, кто-то – к славе, кто-то – к телесным удовольствиям. Много в жизни соблазнов, и все они манят человека и притягивают к себе.

Ученики в недоумении спрашивают Христа – кто же тогда может быть спасен? Ответ Господа таков: «Человеку сие невозможно, но Богу все возможно!». Как следует понимать Его слова? Для начала надо обратить внимание на следующее: заповеди Ветхого Завета исполнимы, это то, что человек в принципе может достичь сам, своими усилиями. Он же может не убивать, не красть, не совершать других злых и постыдных деяний. Но все, что касается заповедей Христа Спасителя, выходит за рамки человеческих возможностей, потому что заповеди, о которых говорит Господь, беспредельны, и человек может иполнять их, может идти по этому пути только милостью Божией, с помощью Божественной благодати. Смирение и помощь Божия – два крыла, с помощью которых мы можем двигаться в этом направлении.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, не останавливаться ни на каких пределах, стараясь исполнять древние ветхозаветные заповеди, с помощью смирения и Божией благодати стремиться дальше, к совершенству Небесного Отечества.

2-DSC04547
3-DSC04543
DSC04344
DSC04352
DSC04353
DSC04376
DSC04378-
DSC04381
DSC04385
DSC04394-