Архиерейское богослужение в 21-ю годовщину перенесения мощей святителя Феофана Затворника в Вышенский монастырь

.

В новой истории Успенского Вышенского монастыря одной из самых знаменательных дат является 29 июня – день перенесения мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка в обитель, где пребывал в затворе в последние десятилетия своего земного пути один из величайших подвижников и богословов XIX века. Событие это свершилось в 2002 году.

29 июня 2023 года, спустя 21 год, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в соборе Рождества Христова в Рязани. В чем заключался смысл необычного подвига святителя Феофана, какой пример и наставление верующие призваны черпать в его примере его жизни и в его трудах, владыка рассказал в наставлении после богослужения:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы отмечаем важное историческое событие – возвращение в Вышенскую обитель мощей святителя Феофана Затворника. На протяжении нескольких лет его мощи, обретенные ранее, пребывали невдалеке от обители. И вот более 20 лет назад сонмом иерархов и народа во главе с блаженно почившим Святейшим Патриархом Алексием II святыня была принесена в Вышенскую обитель – место, где святитель подвизался последние годы.

Не все современники понимали святителя Феофана– зачем он закрылся от людей, от мира? Кто-то, может быть, воспринимал его затвор как попытку уйти от своего креста, архиерейского служения, как выбор тихого, спокойного и безмятежного проживания. Но у святителя была другая задача и идея – он хотел служить людям своим словом, своим путеводным и спасительным советом.

Архиерейское служение сопряжено со множеством разного рода обязанностей и забот. Это попечение о пастве, забота о жизни приходов, работа с кадрам – словом, большой и тяжелый крест, который несли и несут архиереи. К тому же в то время епархии были поистине огромными, количество прихожан было большим, количество священников – значительным. Само по себе управление епархией было большим и тяжелым трудом. Святитель Феофан хотел в конце своей жизни, уже будучи умудренным, служить самому главному делу, то есть спасению людей. Конечно, административная работа – это важно, но самый жизненный вопрос – это вопрос спасения. Неслучайно святитель говорил много о спасении. И вот, уйдя в затвор, или, как он сам говорил, «в запор», он посвятил себя просветительской деятельности: писал письма, книги, занимался толкованием Священного Писания. И это все духовное богатство он оставил всем нам.

Но читаем ли мы писания подвижников, труды святителя Феофана, которые и создавались для того, чтобы его современники и мы с вами спасались? Есть ли в нас стремление к этой духовной мудрости, которую обильно стяжал святитель Феофан?

К сожалению, многие современные христиане, не говоря о современном поколении, глухи и равнодушны по отношению к духовной мудрости. Быт, развлечения составляют круг интересов современного человека, но никак не вопросы спасения и духовной жизни.

Элементарные духовные темы люди сейчас нередко не понимают, не знают самых простых ответов на вопросы о вере и духовности. И в этом смысле житие святителя Феофана является для нас обличением, поскольку он всю свою жизнь, и особенно последние годы, посвятил стяжанию премудрости и заботе о том, как передать эту премудрость своим современникам и последующим поколениям. А мы ныне столь равнодушны, настолько увязли в суете, что крайне мало заботимся о стяжании духовном премудрости и о своем спасении.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, назидаться духовной мудростью, и дай Бог нам возгревать это стремление к изучению священных и духовных книг по образу жизни святителя Феофана, Затворника Вышенского.