О том, достаточно ли отказа от богатства для спасения. Архиерейское богослужение в Неделю 12-ю по Пятидесятнице

.

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице, в день Предпразднества Успения Пресвятой Богородицы, 27 августа, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

За богослужением в храме звучал отрывок из 19-й главы Евангелия от Матфея о благочестивом юноше, ищущем ответа на вопрос о том, как наследовать жизнь вечную. Этому повествованию и его толкованию посвятил наставление после богослужения митрополит Марк:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слышали евангельское повествование, в котором затрагивается вопрос, мало занимающий наших современников – о том, как наследовать жизнь вечную. Примечательно, что автором этого вопроса становится человек еще довольно молодой. Согласно употребленному в тексте греческому термину, он был моложе, по крайней мере, 30-ти лет. При этом, обращаясь к Спасителю, юноша начинает свою речь непривычно и необычно, называя Христа «Учителем благим». Среди современников Спасителя такое обращение к раввинам было не принято. Раввин в Древнем Израиле был, прежде всего, учителем. Можно было называть его мудрым, разумным, но не благим.

Благость – это качество, которое в Ветхом Завете усваивается Богу, и поэтому Господь указывает этому юноше на некую несообразность его обращения или, может быть, как говорят некоторые толковники, наводит его на мысль, что разговаривающий с ним как раз не просто обычный раввин, но Мессия. Поэтому термин «Благой» вполне подходит Спасителю.

И вот этот молодой человек задает вопрос о наследовании жизни вечной. Ответ Спасителя прост – «соблюдай заповеди». Но поскольку заповедей в Древнем Израиле было очень и очень много, юноша конкретизирует свой вопрос – а какие именно заповеди? И тогда Господь повторяет вторую часть заповедей Моисея, тех, что связаны с темой любви и заботы о ближнем. Юноша отвечает, что все это он сохранил от его юности. И тогда следует, наконец, последний призыв Спасителя, который предполагает стремление к совершенству – «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Когда мы слышим эти слова, наше внимание цепляет, главным образом, тема богатства, и это неудивительно. Именно так поступили ученики Христовы – они тоже стали говорить о богатстве. Но тема совершенства предполагает не только отказ от богатства. Христос начинает с этой темы, но дальше касается вопросов послушания Богу и следования за Ним. Важно соблюдать и это, так что мало только не быть богатым.

Что толку, что у нас нет богатства, что мы не обременены собственностью, деньгами? Ведь послушания Богу у нас нет, и следовать за Христом конкретным указанным Им путем мы часто не хотим – а это и есть самое главное препятствие для нашего спасения.

Часто, когда мы слышим слова этой евангельской истории, мы вздыхаем. Ведь у нас богатства-то и нет... Тем самым мы даем себе повод самоуспокоиться, забывая о других составляющих совершенства – послушании Богу и готовности следовать за Христом.

Дай нам Бог, дорогие братья и сестры, хранить послушание Богу, соблюдать Его заповеди и всегда иметь готовность следовать за Христом по Его призыву.

*   * *

В этот воскресный день, идя на службу, люди вновь внимали призывному звучанию церковного колокола. На протяжении веков звон сопровождал жизнь верующего народа, все важнейшие ее события.

Владыка Марк, завершая свое наставление, напомнил о значении колокольного звона и напомнил о том, что в прошлом веке соборная колокольня в Рязанском кремле была разорена и лишена своего прекрасного «голоса» - колоколов.

Последние годы колокольня приобретает все новые благовестники-колокола, которые составляют некий хор, и после Божественной литургии в соборе Рождества Христова архипастырь совершил освящение еще одного небольшого колокола, который теперь дополнит уже имеющиеся и сделает звон, разносящийся по округе, более полным, гармоничным и мелодичным.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"