О свободе и ее настоящем значении. Литургия в Казанском храме в Голенчине

.

1 июня, в продолжение дней Пасхального празднования и день памяти благоверных великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в старинном храме Казанской иконы Божией Матери в рязанском районе Голенчино. По окончании богослужения владыка обратился к верующим с наставлением, главной темой которого было понимание свободы:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, Русская Православная Церковь отмечает память одного из великих патриотов русской земли – благоверного великого князя Димитрия Донского. По благословению преподобного Сергия Радонежского он отправился на суровую битву с захватчиками, монголо-татарами, был изранен, но вместе со своим войском достиг великой победы.

Конечно, это еще не было освобождением Руси от страшного монгольского ига, однако это был один из первых шагов в этом направлении. Руси нужна была свобода, чтобы развиваться на основании наших традиций, наших ценностей и, главное, – православной веры. Но политическая свобода, о которой заботился благоверный князь, является всего лишь основанием и предпосылкой для свободы во Христе, свободы внутренней.

В сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, мы как раз слышали слова Спасителя об этой свободе. Господь, общаясь со Своими современниками, иудеями, говорит им – «познайте Истину и Истина сделает вас свободными». Эти слова вызвали бурю возмущения среди современников Христа Спасителя. Фарисеи и саддукеи сказали Христу – мы никогда не были рабами. Хотя с точки зрения истории это неправда, потому что еврейский народ неоднократно попадал в рабство – египетское, вавилонское, римское, сирийское… И тем не менее, несмотря на отсутствие политической свободы, евреи считали, что даже имея какую-то внешнюю, чуждую власть в своей стране, они не являлись рабами, но были людьми свободными, потому что Сам Бог освободил их из египетского рабства. И вместе с тем такое понятие как «раб греха» они не понимали. Господь говорил им о том, что свобода – это не исходное качество человека, как считают даже наши современники. Люди и в наше время твердят о свободе, но в каком смысле?

Мы слышим исключительно внешнее понимание этой свободы. Человек говорит о свободе выбора в той или иной ситуации, о свободе выбора страны для места жительства, свободе вероисповедания, свободе жить так, как человек хочет, и даже о свободе выбора пола. То есть круг этих свобод в сознании современного человека постепенно расширяется. Но свобода от этого не прибавляется, потому что та свобода, о которой говорит Христос – совсем другая, та, которая дается людям, познавшим Истину, то есть Христа.

Если человек познает Истину, то он становится по-настоящему свободным, он уже не зависит от страстей, от прихотей, веяний сего века. Только во Христе мы можем достичь свободы, и потому наша главная цель и задача – стремиться к свободе во Христе. Если мы будем едины со Христом, примем Его в свое сердце, то только тогда мы можем стать по-настоящему свободными, без зависимостей от страстей, привязанностей и грехов.

Дай Бог нам, дорогие братья и сестры, этой искомой всеми нами свободы и дай Бог, чтобы, познав Истину, мы познали свободу во Христе.

*   *   *

В завершение владыка поблагодарил настоятеля храма протоиерея Валерия Гузанова и всех прихожан за радость совместной молитвы и пожелал помощи Божией в трудах, общения в рамках прихода, и выразил надежду, что приходская активность будет местом обретения свободы людьми, уставшими от разного рода зависимостей, в которых живет и без которых не может помыслить свое существование современный человек.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"