Архиерейское богослужение в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи архиерейского дома Рязанского кремля

.

Среди дней празднования памяти великого Пророка и Предтечи Господня Иоанна три посвящены обретению его честной главы. Несколько раз святыню утрачивали и вновь обретали, и в третий раз это свершилось в 850 году. Событие торжественно отмечается Церковью 7 июня. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи архиерейского дома Рязанского кремля верующие встречали праздник за Божественной литургией, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В начале пятого столетия в Константинополе было неспокойно – в городе начались волнения в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста. Тогда глава Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу, а спустя столетия – в Команы. По причине иконоборческих гонений святыню скрыли в земле. Когда иконопочитание окончательно восстановили, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который отправил посольство в Команы, и там глава была в третий раз была обретена в указанном патриархом месте.

О подвиге Иоанна Предтечи, его образе и уроке, который содержит его житие для каждого верующего, говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы прославляем Предтечу Господня Иоанна, а посвящен наш праздник очередному обретению его честной главы. Почему же для нас так дорога память об этом святом?

Господь сказал о нем так: не появлялся на земле никто другой, кто был бы больше среди всех рожденных женами на этом свете, чем Иоанн Предтеча. В чем состоит его главный подвиг? Прощаясь с учениками, Господь дает им наставление: будьте Моими свидетелями, начиная от Иерусалима и даже до края земли. Мы читаем эти слова в конце Евангелия от Луки. И вот Иоанн Предтеча стал первым свидетелем о Христе.

Евангелист Иоанн пишет в своем прологе – был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн. Он был послан для свидетельства, чтобы свидетельствовать о свете. И этим светом был Христос. Задача Иоанна Предтечи состояла прежде всего в том, чтобы явить Христа Израилю. Когда тысячи людей приходили к Предтече на реку Иордан, он, увидев стоящего Христа, сказал – вот Агнец Божий, который пришел взять на Себя грехи всего мира. Таким образом он обратил сердца тысяч и тысяч людей ко Христу, привлек к Нему внимание. Он засвидетельствовал, что Иисус Христос есть Мессия, что Он – Сын Божий, будущий пасхальный Агнец, который умрет за грехи всего мира. И этим свидетельством о Христе он закончил свою жизнь. Дело в том, что мы называем его мучеником, но это – наше русское слово, не вполне точно передающее значение греческого термина. А греческое слово «мартис», которое употребляется в отношении мучеников – это «свидетель». Таким образом Иоанн Предтеча начал свое служение Израилю как свидетель о Христе и закончил тоже как свидетель, то есть как мученик. И его житие является для всех нас примером и наставлением, как жить и к чему стремиться. Он стал первым свидетелем, который простер свое свидетельство даже до крови и ценой своей жизни показал Истину – Христа.

Но мы должны помнить, что и на нас лежит такая ответственность и обязательство быть свидетелями о Христе, как сказал Господь Своим ученикам.

Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, в меру сил и возможностей быть свидетелями о Христе, и своими словами, и, главное, своей жизнью, чтобы уподобиться Иоанну Предтече, этому великому свидетелю о Христе.