О парадоксальности слов Спасителя. Литургия в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

.

В Неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, 29 сентября, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Рождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео доступно в записи).

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с наставлением. В нем архипастырь призвал задуматься о смысле слов Спасителя, о которых повествует Евангелие, и о восприятии этих слов людьми:

– Во время земной проповеди Спасителя многие не понимали и не воспринимали Его слова. Господь Сам говорил об этом, что люди видя не видят, и слыша не понимают. Почему же многие современники Спасителя не понимали Его?

Причиной тому было ожесточение человеческих сердец, а с другой стороны – удивительный характер мудрых слов Спасителя, которые можно охарактеризовать как парадокс. Сегодня мы в Евангелии слышали слова Господа, вразумляющего Своих современников, и нас тоже. Он говорит о том, что желающий жизнь свою сберечь потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Него и Евангелия – тот сохранит ее.

Мы воспринимаем слова Спасителя на веру и вместе с тем понимаем, что мудрость Спасителя противоречит обычному житейскому смыслу. Если мы хотим, чтобы у нас что-то осталось, какие-то материальные блага, мы стремимся их сохранить – до лучших времен, на черный день, чтобы у нас хоть что-то было. Такова логика человека, земного бытия. Мы видим подобные примеры и в мире животных, когда звери собирают продукты на зиму или, как медведи, наедаются впрок. Но Господь говорит нечто иное: тот, кто пытается сохранить, на самом деле погубит, а тот, кто погубит, то есть отдаст, раздаст свою жизнь на служение Богу, тот как раз свою жизнь сохранит.

Для мирского сознания это непонятно, эти слова противоречат нашему житейскому опыту. Представьте себе, что вас спрашивают, сколько будет два плюс три, вы говорите, что пять, а кто-то вдруг отвечает – шесть! Так и слова Спасителя – они противоречат нашему опыту, показывают нам другую реальность. Обретение через отдачу, жертву, самопожертвование. Пример такого самопожертвования мы видим в жизни многих святых, когда люди ни во что ставили свою земную жизнь и ее блага и все отдавали ради Христа, не думая и не медля, без всяких колебаний. Таковы наши святые, прославленные Церковью. В их житиях можно найти сотни и тысячи иллюстраций к этим евангельским словам Спасителя.

Но не так действует сыны века сего, потому что мир учит другому, и этот пример мира заразителен. И мы тоже, дорогие братья и сестры, часто следуем не словам Спасителя, но пытаемся делать, как делает мир, и в итоге поступаем против правды и ломаем свою жизнь. Дай Господь нам, дорогие братья и сестры, силы духа и дерзновения поступать по слову Спасителя, чтобы сохранить свою жизнь в вечности.

*   *   *

Митрополит Марк обратил внимание на образ одного из святых, чья память празднуется 29 сентября – исповедника Кукши Одесского, земная жизнь которого завершилась не так давно, в 1964 году. Владыка привел пример Николая Букирева – человека, знавшего этого святого, терпевшего страдания из-за тяжелого ранения, оставившего осколок в его руке, но проявившего послушание старцу, попросившего наколоть ему дров. Просьба, казалось бы, противоречила здравому смыслу – стоило ли просить такое делать человека, который вот-вот лишится руки. Но в итоге осколок вышел, рука была сохранена, а Николай посвятил свою жизнь Богу и в возрасте более чем ста лет принял великую схиму с именем Кукши, своего духовного наставника.

В завершение владыка поздравил всех Людмил с днем их небесной покровительницы – святой Людмилы Чешской.