Диаконский день. Архиерейское богослужение в храме Покрова Пресвятой Богородицы
![](/images/2025-1/2025_-_08.01.2025_-_DSC07997-Улучшено-Ум._шума.jpg)
Продолжается время празднования светлого Рождества Христова. Для прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рязани радость этого торжества умножилась еще несколькими поводами: 8 января верующие молились за Божественной литургией, которую возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в соборном сослужении почти всех диаконов епархии. Так был встречен диаконский день, совершаемый по особой традиции, связанной с празднованием памяти первомученика архидиакона Стефана. На этот раз богослужение совершалось в преддверии дня памяти святого.
Нынешняя дата – еще и день памяти небесного покровителя настоятеля храма иерея Константина Иванова. Митрополит Марк сердечно поздравил батюшку с тезоименитством, поблагодарил за пастырское служение и труды по возведению Дома Божия. Как знак церковной молитвы архипастырь вручил отцу Константину просфору, из которой были вынуты частицы за все лики святых, и пожелал подражать всем архангелам, ангелам, апостолам, мученикам, пророкам, всем святым, от века Бога угодившим.
Все святые имели один идеал – Христа, и стремились служить ему своей жизнью, подвигами, талантами. О ценностях, которые явил Господь Своим Воплощением, владыка говорил по окончании богослужения, затронув затем тему отражения этих ценностей в диаконском служении:
– В эти дни, дорогие братья и сестры, мы празднуем великое событие, которое свершилось 2000 лет назад – Рождество нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Сама по себе идея Бога связана с сознанием человека, идеями власти, всемогущества, славы и величия. Но у нас на земле величие, слава, сила – атрибуты власти, олицетворение которой – скорее царские дворцы, те места, где живут и откуда руководят государствами правители. Так было на протяжении веков. Однако событие Рождества Христова разрушает привычный стереотип, Господь приходит и сразу же устанавливает новые стандарты, дает приоритет совершенно другим ценностям.
Христос, Царь Царей, Творец мира и Промыслитель всей человеческой истории сходит с Небес и рождается на земле, причем как обычный, немощный и беспомощный поначалу человек. Он, будучи Младенцем, рождается не в величии и славе, но в самой крайней нищете. Автор церковных песнопений восклицает – что может быть хуже убогой пещеры? Что может быть более убогим, нежели соседство с бессловесными тварями?
Сама Премудрость Божия соседствует и находит свое место рядом с бессловесными животными. Господь показывает всему миру и всем нам, что не ценит внешнее величие и славу, не обращает внимания на богатство и все ценности этого мира. Смирение, нищета – то, что показал Господь Своим Воплощением. Да и цель Рождения Сына Божия – не принятие почестей, но служение людям, Своему творению, избавление человека от того бедственного состояния, в котором он оказался.
Итак, рождение Сына Божия на земле меняет привычные людям ценности. Однако человеческое жестокосердие всюду находит для себя оправдание, и вновь, даже в христианском обществе, идеалы Христа – смирение, добровольная нищета и желание послужить ближним – часто презираются и не берутся в качестве руководства к действию.
Мы же должны в наступившие светлые дни не только радоваться о Рождении на земле Сына Божия, но и думать о тех идеалах и задачах, ценностях, которые Господь показал Своим Воплощением. Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, жить не приоритетами этого мира, но теми ценностями и идеалами, которые принес на землю Своим Воплощением наш Господь Иисус Христос.
Митрополит Марк, завершив наставление, напомнил еще раз, что цель Воплощения – это служение людям, падшему человечеству. Эта идея выражается в диаконском служении, ведь «диакон» – это буквально значит «служитель», а «диакония» – это служение при столах.
Диакон, как сказал владыка, с одной стороны, являет смиренное служение, с другой – придает величие богослужению. Архипастырь в заключение пожелал всем диаконам помощи Божией, призвав их не забывать о смирении, идеалах Христовых, о том, для чего они рукоположены – чтобы, подобно Христу, служить народу Божию.
* * *
В этот же день за богослужением в преддверии дня своего тезоименитства в сан диакона был рукоположен иподиакон Стефан Есикин.