Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Покрова Пресвятой Богородицы Рязани

Вечером 4 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Покрова Пресвятой Богородицы (Сретения Господня) в Рязани.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция (видео доступно в записи).
В наставлении владыка сосредоточил внимание верующих на значении чтения канона преподобного Андрея Критского в первые дни Великого поста:
– Начался Великий пост. В соответствии с многолетней многовековой традицией Церковь предлагает нам первые четыре дня для нашего назидания покаянный великий канон преподобного Андрея Критского. Это очень важно для начала постного пути, и неслучайно у нас в сознании живо понимание, что все определяется началом. Не зря говорят – как корабль назовешь, так он и поплывет, или как начнешь Великий пост, так его и проведешь. Именно в начале важно настроиться на правильный ритм.
Мы видим в храмах хоры, поющие во время богослужения, и перед началом всякого песнопения регент задает тон, чтобы певцы могли правильно вступить. Вот и Святая Церковь задает нам тон, чтобы мы смогли, взяв правильную духовную ноту, шествовать поприщем Великого поста. Какая же это главная нота? Это самоукорение и смирение.
На протяжении большей части истории христианской Руси любимыми и самыми читаемыми книгами были жития святых. Люди вразумлялись ими, получали наставление через приобщение к примерам праведников, святых, подвижников. А какие примеры в жизни мы видим сейчас? Совсем другие. Кто-то украл, кто-то обманул, или изменил, или убил… К тому же наш изворотливый ум, наше эго придумывает для нас оправдания и предлагает – посмотрите на окружающих, где праведники, где люди, ведущие чистую жизнь? Я-то уж точно не худший! А если приходит в голову такая мысль, то приходит и ее следствие: если вокруг люди живут хуже, а я далеко не худший, то зачем меняться?
Часто мы слышим в пожеланиях от людей в каком-то смысле недалеких слова – оставайтесь как вы есть. На самом деле это иллюзия: невозможно оставаться такими, какие мы есть. Можно либо восходить вверх, либо падать. Если мы не будем ставить себе задачу духовного роста, мы будем тупо и банально деградировать. Канон Андрея Критского ставит вопрос правильно: нужно сравнивать себя с библейскими персонажами, со святыми, и тогда сравнение будет носить совсем другой характер и выводы другими будут: да какой я нормальный человек? Да я мерзавец, страшный грешник! Вот какой вывод возникает, когда мы читаем и слушаем покаянный канон преподобного Андрея Критского. А если мы понимаем, что нам нечем гордиться, что нам нужно только смиряться, тогда у нас возникает понимание, что мы еще не начинали процесс нашего спасения, но валяемся в своих грехах, как свинья в грязи. А если мы это начинаем видеть, значит, возможно, по крайней мере, теоретически, возможно наше обращение, как блудного сына, обращение к Богу.
Постараемся, дорогие братья и сестры, внимать словам покаянного канона, каждый день ходить в храм, следить за текстом, чтобы взять эту правильную духовную ноту смирения, самоукорения и бичевания.