О посте, угодном Господу. Литургия преждеосвященных Даров в Рождественском соборе в вечернее время суток

В среду третьей седмицы Великого поста, 19 марта, в Рождественском кафедральном соборе Рязани вновь совершалась Литургия преждеосвященных Даров в вечернее время суток. Возглавил богослужение митрополит Рязанский и михайловский Марк в сослужении клириков двух Михайловских и Захаровского благочиний.
В наставлении к верующим владыка обратил внимание на тему отношения к посту и на примеры, укрепляющие верующих на этом поприще:
– Много лет назад у преподобного старца Серафима спросили, почему времена, в которые он жил, отличаются от древних, когда было много желающих спасаться. Преподобный ответил, что у людей ослабла ревность ко спасению – мало желающих спасаться. Эти слова святого Серафима Саровского в отношении спасения можно приложить и к Святой Великой Четыредесятнице.
Все мы вступили в этот особый период времени, в какой-то мере постимся, но опять-таки делаем мы это в зависимости от нашего желания спасаться. В храмах в первые дни поста мы слышали такие слова песнопений – «постимся постом приятным». В этой фразе на практике есть два толкования. Одни люди постятся постом приятным для себя, то есть внешне исполняя нормы и требования Церкви, при этом стараясь приспособить их к своим телесным нуждам и устремлениям, чтобы не слишком ущемлять себя, не слишком предаваться воздержанию, умерщвляя свою плоть. Другие же стараются понимать это выражение так, как его понимали отцы Церкви, то есть «пост приятный» воспринимали как угодный для Бога. И этот водораздел проходит по сердцу каждого человека.
Для кого мы постимся? Чтобы сделать приятное Богу, чтобы Ему отдать свои сердца, мысли, Ему посвятить свои подвиги? Или же мы стремимся, формально исполняя нормы поста, жить так, чтобы наименьшим образом ущемлять себя и свою падшую греховную плоть?
Каждый, наверное, даст ответ на этот вопрос сам, в глубине своего сердца. Конечно, любой человек склонен оправдывать себя, и мы часто, проходя поприще поста, начинаем себя оправдывать тем, что мы слишком немощны, нам слишком тяжело воздерживаться и так далее. И даже сегодняшняя Божественная литургия, время ее совершения – это тоже вопрос, связанный с нашим выбором: приспосабливаемся ли мы к церковным нормам или, напротив, стараемся приспособить церковные нормы для удобства своей жизни.
Для многих сейчас сам опыт служения Божественной литургии вечером является непонятным и даже неприемлемым. А ведь Литургия начинается с вечерни, а значит, она всегда служилась вечером, то есть после обеда. И таким образом, была и есть возможность проявить наше воздержание и ревность. Ведь и святые отцы проводили среды и пятницы по-настоящему воздержанно – они не вкушали пищу целый день до вечера, когда принимали участие в богослужении, вкушали Святые Христовы Таины и лишь потом, впервые и единожды в день, они давали возможность своей плоти подкрепить силы.
А мы чаще всего совершаем богослужение утром, чтобы особо не напрягаться и сразу после Литургии утром вкушаем пищу, отменяя саму идею, заложенную в совершении Литургии преждеосвященных Даров. Это всего лишь частный пример, которой показывает тенденцию приспособления богослужения, церковных норм и правил к своему греховному ленивому и нерадивому «я».
Существует такая пословица: «невольник не богомольник». Если у нас нет желания поститься, то никто и ничто не в состоянии заставить нас это делать. А чтобы иметь желание поститься и по-настоящему предаваться воздержанию, нужно его полюбить. Для этого же необходимо проникнуться духом подвигов святых отцов. Только читая жития святых, вдохновляясь их подвигом, мы можем так же полюбить воздержание и приобщиться к этому миру подвижников, сонму свидетелей Божиих.
Не успели мы оглянуться, как прошла уже почти половина поста. А начинали ли мы поститься?.. Дай Бог, дорогие братья и сестры, в оставшиеся недели поста хотя бы положить ему какое-то начало, постараться поститься нормально, не по принуждению, но от души, вдохновляясь примерами святых отцов, которые оставили нам это удивительное сокровище, образы жизни в посте и воздержании.