О важности воздержания от необдуманных слов и осуждения ближних. Литургия преждеосвященных Даров в вечернее время суток

В среду, 9 апреля, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Литургию преждеосвященных Даров в вечернее время суток в Рождественском кафедральном соборе Рязани в сослужении клириков Рязанского восточного и двух Рыбновских благочиний.
После богослужения архипастырь обратился к верующим с наставлением, посвященным одной из важных тем мудрых мыслей Соломона, звучавших в чтениях в дни Великой Четыредесятницы – о воздержании языка от излишних, необдуманных и злых слов, от осуждения ближних:
– На протяжении Святой Великой Четыредесятницы, дорогие братья и сестры, мы регулярно слышим во время вечерни премудрости Соломона, содержащие важные и полезные духовные советы. И одно из предостережений, о котором много говорится в последних чтениях, указывает на необходимость быть воздержанным в слове. В том числе недавно звучала мысль, что если человек мало говорит, он, даже будучи глупым, может сойти за умного.
А в начале сегодняшнего чтения из книги Притчей Соломоновых прозвучали такие слова – человек, который не хранит свой язык, может причинить вред своей душе, то есть своей жизни. Нам порой может показаться, что это некое преувеличение, мы недоумеваем, как невоздержание в языке может привести к каким-то трагическим последствиям в жизни человека.
Мы знаем из истории нашей страны и прошлого всего человечества, как часто люди страдали за невоздержание в слове: говорили какие-то необдуманные слова, оскорбляли, обижали власть имущих, выражали недовольство. И мы помним, что в прошлом веке, особенно в 30-е годы, за слово, а порой просто за взгляд человека могли лишить жизни. Но даже если речь не идет о прямой угрозе, наш язык все равно несет в себе страшную опасность.
Если мы говорим что-то, при этом не касаясь политики, людей, имеющих возможность причинить нам вред, если мы просто осуждаем кого-либо, то нам кажется, что мы ничем не повредим себе и своей жизни. Но мы забываем, что осуждение является страшным обоюдоострым оружием, и оно может повредить не только людям, которых мы осуждаем, но прежде всего оно вредит нам самим: ведь когда мы говорим плохо о других людях, осуждаем их, то мы не просто производим анализ и говорим в целом, что нельзя так поступать, но выносим о них свой суд. И тогда Господь может за это самоуправство, узурпацию Его права предать нас тем же самым грехам, греховным страстям, чтобы мы одумались и поняли, что не в нашей власти выносить суд, осуждать любого человека. И таким образом даже когда нас никто не слышит из людей, могущих нам причинить прямой вред, Господь все видит и может нас очень жестко наказать.
Завершается Великий пост, осталось буквально несколько дней Святой Великой Четыредесятницы, и сейчас в нас особо проявляется усталость и раздражительность. И нередко мы, особенно сейчас, срываемся, говорим какие-то гневные слова, о которых потом пожалеем. И предостережение мудрого Соломона сейчас очень кстати, чтобы мы хранили в себе мир и воздержание. И лучше, чтобы мы больше молчали, не использовали это наше страшное оружие – язык.