О Воскресении Христовом как историческом факте. Архиерейское богослужение в Неделю апостола Фомы

.

Воскресный день, следующий после великого праздника Пасхи, носит несколько названий – Неделя апостолы Фомы или Антипасха, что и означает «следующий за» Пасхой воскресный день. В 2025 году он пришелся на 27 апреля. Прихожане Рождественского кафедрального собора Рязани встречали эту дату за Божественной литургией, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео доступно в записи).

Название этого воскресного дня, указывающее на апостолу Фому, связано с событием, произошедшим на восьмой день после Христова Воскресения. Фома отсутствовал во время первого явления воскресшего Спасителя ученикам. И когда другие апостолы, увидев Фому, стали делиться с ним великой радостью об их Учителе, который воскрес, он им не поверил, сказав – «не поверю, если не увижу». Люди часто относятся к этой теме предвзято, видя исключительно в апостоле Фоме из числа других учеников человека сомневающегося. Так ли это, и как правильно воспринимать те факты, о которых повествует Евангелие, читавшееся в этот день в храме? Об этом шла речь в наставлении митрополита Марка после богослужения:

– Среди неверующих людей, живущих в миру, существует представление о том, что верующий человек – это непременно некто с богатым воображением, фантазер, верящий в то, чего нет. На самом деле скорее люди неверующие чаще могут быть заподозрены в таких совершенно необоснованных гипотезах и фантазиях.

В Евангелиях мы видим, как вера в главное положение христианского учения, в Воскресение Христа, крайне тяжело входит в сердца учеников. Если мы посмотрим рассказы евангелистов о Воскресении Спасителя и о явлении Христа ученикам, то мы обнаружим их крайнюю косность и маловерие.

Чего сначала ищут ученицы и ученики? Они ищут не Воскресшего Христа, а Его тело, и когда не обнаруживают его во гробе, то решают, что его кто-то украл. И только после того, как Христос несколько раз является ученикам, и весть об этом распространяется среди будущих апостолов, тогда постепенно, но тоже не сразу, ученики начинают верить в то, что их Учитель действительно воскрес.

Мы привыкли порой относиться к апостолу Фоме с некоторой долей пренебрежения, что отражается в известном выражении «Фома неверующий». На самом деле апостол Фома выразил то, что было в глубине души у каждого из учеников Христовых. Да, они тоже не верили, сомневались и бежали, когда Христа распинали. Но Фома, по крайней мере, не отрекался и он честно ставит вопрос. Настолько тяжелым было потрясение, настолько не оправдавшимися были надежды о восстановлении царства Израиля, что он категорично и безапелляционно воскликнул – «Не поверю, пока не увижу!».

И вместе с тем, когда Христос явился ученикам в присутствии Фомы, тот поверил и отказался удостовериться в том, что Господь есть тот самый их Учитель: он не стал влагать свои руки в пронзенные ребра Христа, во всяком случае, так нам говорит об этом Евангелие. И Фома воскликнул – «Господь мой и Бог мой!» И это признание дорогого стоит, поскольку оно прозвучало из уст сомневающегося человека. Это урок всем, маловерующим и сомневающимся. Не нужно думать, что апостолы были какими-то мечтателями, нет! В Евангелии они предстают людьми сомневающимися. Но тот опыт уверения, который они прошли, включая Фому, показывает нам, что Христос воскрес, и этот опыт Воскресения является опытом жизни учеников Христовых.

Дай Бог, чтобы и нами Воскресение Христово воспринималось как факт истории нашей жизни, событие, перевернувшее течение мира и открывшее всем нам закрытые было ранее двери рая.

Смотрите сюжет о событии, подготовленный Рязанской епархиальной телестудией "Логосъ", на Rutube и YouTube. Проповедь митрополита Марка также доступна на Rutube и YouTube.