Митрополит Марк возглавил литургию в Ильинском храме Епархиального управления

.

2 августа Церковь празднует память пророка Божия Илии. На Руси этот ветхозаветный пламенный пророк всегда пользовался большим почитанием, в честь него освящалось немало храмов.

С XVII века одним из украшений Рязанского кремля стал Ильинский храм. В этом же столетии он был перенесен на нынешнее место – справа от входа в кремль, перед Глебовым мостом. Сейчас в здании располагается епархиальное управление, на втором этаже действует домовый Ильинский храм. В нем после молебна на площади перед Успенским собором в день престольного праздника Божественную литургию возглавил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Завершая богослужение, владыка обратился к верующим с наставлением:

– В числе святых, прославляемых нашей Православной Церковью, есть самые разные лики. И среди них – пророки. Как правило, когда речь заходит о них, мы вспоминаем, прежде всего, пророков Ветхого Завета.

Вообще пророк часто воспринимается в нашем сознании как человек, который что-то прорицает, говорит какую-то истину, которая относится, прежде всего, к будущему. Конечно, среди пророков Ветхого Завета были те, кто пророчествовал о Мессии, о том, что на землю придет Спаситель мира Иисус Христос, так долго ожидаемый всем человечеством. Однако главная миссия пророков, и, в частности, времен Ветхого Завета, – это возвещение правды Божией. Задача пророка – говорить не столько о будущем, сколько о настоящем. Говорить о том, чего Господь хочет от Своего народа. И в этом состояло служение пророков Ветхого Завета. Они, главным образом, обличали народ Божий. Почему именно обличали? Дело в том, что этот народ стал называться Божиим, потому что с Господом был заключен завет, то есть союз.

Бог обещал хранить Свой народ от напастей, скорбей, бедствий. А народ обещал хранить Богу и только Ему одному верность. Но если Бог Свое обещание сохранял, то народ, как правило, избегал хранить верность своему Господину. Мы знаем из истории Ветхого Завета, как часто народ Божий уклонялся на пути неправды и служил другим богам. То есть по-простому – уходил в язычество.

И основная миссия пророков была в том, чтобы говорить о настоящем, обличать народ Божий, тех людей, которые отступили от правды Божией. И чтобы вновь возвращать их на путь истиной веры.

Если говорить о пророках Ветхого Завета, мы, конечно, некоторых из них помним, знаем. Но если спросить, когда отмечается память даже великих пророков, таких, как пророки Исаия или Иеремия, большинство ответить не сможет.

И вместе с тем, если спросить любого православного человека, когда празднуется день памяти пророка Илии, каждый назовет этот день. Почему? Потому что это особый пророк, отличавшийся ревностью в служении Богу.

Во времена его служения в Израиле было особое нечестие. Царь Ахав служил богам своей нечестивой жены Иезавели и вверг в грех нечестия, идолослужения весь Израиль. То есть это был уже не его личный грех, но грех всего народа. И в итоге Господь явил особое знамение именно через пророка Божия Илию. Бог затворил по его слову небо, и три года не было дождя. И потом по слову пророка дождь пролился на изможденную жаждой землю. Он же, состязаясь с жрецами Вааловыми, после того, как Господь показал ему особое благоволение, истребил этих жрецов.

Мы почитаем пророков, в частности, Илию, еще из-за того что он активно проявлял себя не только во времена Ветхого Завета, но и доныне. Мы знаем, что пророк Божий помогает, люди молятся ему – и идет дождь. С другой стороны, это строгий пророк, который нередко и наказывает людей, которые не почитают день его памяти, когда люди забывают о служении Богу.

Мы особо выделяем этого пророка, сугубо молимся ему. И, конечно, почитание его памяти связано с его присутствием в этом мире. Как говорят – народ не приходит за водой к пустому колодцу. В этом весь смысл нашего почитания святых, в том числе пророка Божия Илии. Огромное количество людей посещает наши православные храмы, знает, что Божий пророк, восшедший на небеса, молится за нас, нам помогает или, наоборот, как грозный обличитель, вразумляет нас, наставляя нас на правый путь, путь истинной жизни, ведущей к спасению.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф - Антоний Тополов