В чем состоит главный идеал христианской жизни. Литургия в Неделю 14-ю по Пятидесятнице
В Неделю 14-ю по Пятидесятнице, перед Воздвижением, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Рязани. После богослужения владыка обратился к верующим с наставлением, которое посвятил главному идеалу христианской жизни – любви, и ее пониманию:
– Чем определяется поведение человека в ту или иную эпоху, благодаря чему он действует так, а не иначе? Мы иногда задаем себе эти вопросы, и оказывается, что в мире идей и ценностей все не так просто. Этот мир, с одной стороны, статичен, с другой – динамичен. Мы порой слышим о так называемых общечеловеческих ценностях, но на самом деле таковых нет. Ведь ценности человека меняются с течением эпох и в разных обществах, они меняются благодаря тем или иным событиям, и в том числе, конечно же, благодаря идеалам.
Одним из идеалов, о которых мы слышим, является понятие любви. Конечно, в наше эпоху слово «любовь» чрезвычайно затасканно, его употребляют по случаю и без него, в контексте мыслей благородных или же пошлых и неискренних.
Мы же говорим о главном идеале христианской жизни, который предначертан нам Евангелием. Именно о нем говорит апостол Павел, что если имею все, но не имею любви, то я ничто. Откуда же появился этот идеал любви жертвенной, отдающей себя ради ближнего?
Конечно, слово «любовь» было известно и до Христа, и в греческом, и в ветхозаветном мире употреблялись его синонимы. Однако в греческой цивилизации понятия, связанные с темой любви, носили конкретный характер – любовь к родственникам или друзьям, супружеская любовь и так далее. И все это обозначалось конкретными словами и понятиями. Так откуда же конкретно идет возвышенное понятие любви, когда один отдает за другого свою жизнь?
В сегодняшнем Евангелии мы слышали ключевые слова, которые связаны с пониманием, формированием такого представления о любви. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Вот слова, которые оказали особое воздействие на идею христианской возвышенной любви, на идеал любви, который существует у нас до сих пор.
Господь посылает Своего Сына, чтобы вознестись на Крест, пролить Свою кровь за падшего человека. И вот этот образец всепрощения, жертвенности стал идеалом в человеческом языке, в системе человеческих ценностей. К сожалению, в наше время этот идеал померк. Люди больше думают о том, как бы воспользоваться трудами, плодами и богатствами другого человека в своих интересах. Однако и в нашу эпоху есть место проявлениям христианской жертвенной любви. Мы знаем случаи, когда люди готовы были отдать все, включая свою жизнь, ради ближнего, вдохновляясь идеями, о которых нам говорит Евангелие. К сожалению, не все знают, кто дал пример этот любви, кто вдохновил человечество на этот подвиг любви. Христос на все времена является примером жертвенной, спасающей любви, которая отдает себя на смерть. Вдохновляясь этим примером, дорогие братья и сестры, будем стараться следовать за Христом. Будем вдохновляться не современным прагматизмом и стремлением существовать за счет другого, но стремлением жить так, как учит Христос, отдавая себя ради любви к ближнему и к Богу.
Фотограф - Антоний Тополов