Литургия в Неделю перед Рождеством Христовым, святых отец
В Неделю 29-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, 5 января, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.
В этот день в храме звучало евангельское чтение, содержащее перечисление имен из родословной Христа. Почему евангелист Матфей счел необходимым привести эту родословную и в чем для нас заключается ее значение? Об этом говорил в наставлении после богослужения митрополит Марк:
– Если спросить современного человека, что такое Евангелие, то мы, наверное, услышим такие ответы: Евангелие переводится на русский язык как «Благая весть», то есть Евангелие – это благая весть о том, что за нас умер и потом воскрес Господь Иисус Христос. Евангелие – это благая весть о спасении человеческого рода. Под этим словом мы также подразумеваем наставления Христа Спасителя, Его притчи, и, прежде всего, конечно, Его нагорную проповедь, в которой была выражена суть христианского благовестия.
Однако сегодня мы слышали в храме необычное Евангелие, которое читается в воскресный день накануне праздника Рождества Христова. В этом евангельском чтении приводится родословная Иисуса Христа и следует длинное перечисление имен. Является ли эта родословная необходимой частью Евангелия, то есть благой вести о Христе Спасителе?
Конечно, нет! И мы знаем, что некоторые евангелисты вообще не приводят родословной. Апостол евангелист Марк начинает свое повествование с призыва Иоанна Предтечи «Покайтесь!», и затем следует Крещение Христа Спасителя. Евангелист Лука говорит о родословной, но в другом смысле – возводя Иисуса Христа к Адаму, первому человеку. А евангелист Иоанн говорит о Христе как о предвечном Слове, которое обитало с Отцом и явилось на земле.
Почему же евангелист Матфей приводит эту родословную? Дело в том, что он писал для древних евреев, тех людей, которые были наследниками обетований Авраама, Исаака, и для них было очень важно понять, кто такой Мессия. Почему так называют Христа – только потому, что Он творил чудеса? Только потому, что Он воскрес? Нет! – говорит евангелист Матфей. И приводит родословную, чтобы показать связь Господа Иисуса Христа с древними праотцами, и через это подтвердить исполнение на Нем древних ветхозаветных пророчеств. Евангелист показывает, что именно Христос – тот самый Мессия, которого веками ожидал еврейский народ.
На протяжении истории еврейского народа было немало лжемессий, они и сейчас продолжают приходить. И слова евангелиста Матфея – это слова подтверждения, что именно Христос является Мессией. Мы слышали эти слова, в которых также есть некоторый духовный смысл. В частности, в тексте есть упоминания о разных людях – и праведных и не очень. И еще там упоминаются человеческие грехи. Это говорит о том, что Господь приходит в человеческую историю, наполненную не только праведностью и исполнением Закона, но и грехом. И главное, в чем заключается суть, к чему мы призваны – быть наследниками и сыновьями Мессии, Спасителя, который приходит на землю ради нас.
Именно об этом говорится в последней, завершающей части евангельского повествования об Иисусе Христе, Спасителе мира. Приближается праздник Рождества, и наше сердце все больше наполняется образами, связанными с рождением Спасителя. Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, по мере приближения праздника, который уже совсем рядом, очиститься, освятиться, исполниться духом, чтобы принять в свое сердце Христа, рождение которого мы скоро будем праздновать.
Фотограф - Антоний Тополов