Литургия в день Святого Духа
Празднование Пятидесятницы, в этом году отмечавшейся 7 июня, на следующий день продолжилось торжеством, посвященным Святому Духу. Церковь установила этот праздник в противовес тем ересям, которые в своем учении умаляли Третье Лицо Святой Троицы.
В день Святого Духа, 8 июня, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Христоорождественском соборе Рязани.
В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и
В архипастырском слове владыка говорил о Святом Духе:
– В праздник Пятидесятницы, дорогие братья и сестры, Церковь призывает нас не только вспомнить о событии дарования Святого Духа ученикам Христа Спасителя. Она предлагает нам также в качестве сравнения прообразы и другие события Священной истории, в том числе дарование закона в эпоху Ветхого Завета.
В богослужении праздника Пятидесятницы мы слышали повествование о том, как Господь открылся Моисею, и через него человечество получило древний закон, заповеди – «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим… Не убивай, не кради…» Словом, все то, что стало основой нравственного закона для современного человечества.
В то время люди были грубыми, они еще не знали полноты Божественного Откровения, а потому истины жизни были запечатлены на камне в краткой, ясной, четкой, лапидарной форме. Сыны закона старались всячески воспринять эти заповеди, причем не только их, но и все законное писание. И поэтому в древнем народе было принято заучивать наизусть не только стихи, какие-то определенные отрывки, но и целые библейские книги. Люди знали многие тексты наизусть, потому что боялись нарушить закон, воспринимая себя как участника завета Божия.
Господь с ними заключил завет, союз, и они должны были быть верны ему. И чтобы хранить эту верность, они стремились всячески запомнить все те слова и наставления Бога, которые Он передал народу через Моисея.
Но вот пришел тот самый день Пятидесятницы. Пятидесятница в древнем еврейском народе тоже была праздником – это был день получения Ветхого закона, скрижалей с десятью заповедями. И ученики, собранные в это время в сионской горнице, получили Божественное откровение - тоже закон, но другой, новый. Он уже был записан не на каменных скрижалях, но на скрижалях сердца.
Господь предупреждал, что придет Утешитель, говоря, что Он «научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». Это время пришло. И мы знаем из истории Церкви, как многие люди, святые нашей Церкви, даже никогда не учившись, знали многие богооткровенные истины. Мария Египетская никогда не училась Священному Писанию, не читала ни святых отцов, ни вообще ничего Божественного, но она знала все, знала суть Божественного Откровения. То же самое мы можем говорить и о других святых нашей Церкви, которые молились в пустыне, посвящали свою жизнь Богу, и Господь даровал им мудрость, с которой не могли состязаться мудрецы века сего.
Основа всего этого – Дух Святой, который живет в Церкви, одушевляет ее. Он живет в Церкви прежде всего, а мы, можно сказать, живем по мере того, насколько к Нему причастны. Если причастны – значит, мы живем в Церкви. Но мы чужды Богу и Церкви, если не причастны, чужды Святого Духа, хотя, может быть, даже ходим в храм, молимся и причащаемся. Святой Дух любит тишину, молитву, не любит осуждения, праздных пересудов, всяческой суеты. Молитва, смирение, труд – это та атмосфера, в которой обитает Святой Дух.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы и наше сердце было вместилищем этого Святого Духа. Если же нет, то мы будем чужды Богу. Душе Святый, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны!
Фотограф - Петр Гевурян
Видео - Рязанская епархиальная телестудия "ЛогосЪ"