Слово Архипастыря: Новогоднее чудо или ирония судьбы? Послесловие к дискуссии
В конце декабря на портале «ЛогосЪ» и на сайте Рязанской епархии был опубликован видеоролик из цикла «Слово архипастыря» (все выпуски можно посмотреть на YouTube-канале портала «ЛогосЪ»), в котором митрополит Рязанский и Михайловский Марк прокомментировал сюжет фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» с точки зрения христианских ценностей. Озвученный на епархиальных ресурсах комментарий был подхвачен многими СМИ и всколыхнул общественное пространство. «Взгляд митрополита» не оставил людей равнодушными.
Разгорелась нешуточная дискуссия. Одни пользователи Рунета поддержали архипастыря в его высказываниях, отмечая, что этот фильм, пусть и талантливо сделанный, давно уже не отвечает запросам современного мира и неоднозначно влияет на умы зрителей, другие же были смущены и обижены.
Противники позиции митрополита ссылались на художественную ценность фильма, его атмосферность и другие достоинства, а некоторые по существу вопроса спорить не стали, но зато не погнушались оскорблений – в этом случае, очевидно, людям просто нечего было сказать.
Среди выступлений, которые прозвучали со стороны деятелей культуры и российских общественных деятелей, не довольных мнением митрополита, не было сказано ни слова по сути прозвучавшей позиции. А когда сказать нечего, остается лишь злословить. Никто не стал спорить и утверждать, что хорошо напиться до бессознательного состояния, или что это правильно – бросить близкого человека в новогоднюю ночь.
Между тем, отрадно, что в обществе возникают подобного рода дискуссии, которые вовлекают тысячи людей и заставляются задуматься над тем, что мы читаем и смотрим, какие идеи нам предлагают авторы в своих произведениях. Пресс-служба Рязанской епархии благодарит всех, кто принял участие в дискуссии и высказал ту или иную аргументированную точку зрения.
Пресс-служба Рязанской епархии
Ниже предлагается комментарий одного из участников «прений», наиболее точно уловившего суть выступлений митрополита.
Священник Станислав Распутин: «Ирония» реальной жизни
В канун Нового 2019 года в ленте новостей появились громкие заголовки о том, что Рязанский митрополит Марк (Головков) «осудил» фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Чуть позже в комментариях на разных новостных порталах и в социальных сетях стали появляться комментарии в духе: «Как же так?! Это же классика! Добрый и любимый всеми фильм!». Я посмотрел видеообращение владыки Марка, почитал комментарии, в том числе официальных лиц, и в итоге родилось несколько мыслей, которыми бы хотел поделиться с вами.
Сразу надо сказать и разделить понятия «плохой фильм» и «не христианские идеи в фильме», почему-то в комментариях часто упор делается на «оценку фильма», а не на размышление о словах митрополита Марка. Замечу, что в его словах не было «осуждения» фильма как такового, призыва «не смотреть» его или запретить к показу на телеэкранах. Владыка Марк лишь призвал поразмышлять над некоторыми идеями данного фильма, отнестись к ним критически с христианской точки зрения и не брать их за основу своей личной жизни. Что здесь казалось бы плохого? И тут сразу включается то самое «общественное восприятие», годами сформированное у нескольких поколений людей телеэкранами.
Лично я впервые осознанно посмотрел этот фильм от начала и до конца, когда мне было больше 20 лет, до этого он существовал лишь как «фон» новогодних праздников. Что сказать? Фильм мне понравился, это действительно классика советского кинематографа! Мастерская игра актеров, атмосферность, понятный всем и близкий юмор, хорошие душевные песни… Но за всем этим, как ни крути, стоят действительно не христианские идеи, которые и подчеркнул митрополит Марк. Давайте разберемся, какие же именно?
Первая - это конечно же пьянство, которое и так, на мой взгляд лицемерно, считается частью «культуры отдыха» у нас в стране. Задайте себе простой вопрос: сюжет, где главный и всеми любимый герой напивается в буквальном смысле слова «до потери памяти» и это оборачивается для него невероятными романтическими приключениями, да еще в такой мастерски сделанной режиссером манере, будет давать паттерны поведения людям (большим и маленьким) смотрящим его (плюсуйте эффект от количества просмотров (читай количество ваших лет))? Безусловно, да! С разницей лишь в том, что финалы таких «Лукашиных» не будут столь романтичными, так как большинство просто получают обморожение, не дойдя до заветной квартиры в Ленинграде. А другие, вусмерть пьяные, творят дела, о которых вам подробно могут рассказать в местном отделе полиции, больнице или психиатрической лечебнице или просто родственники людей, склонных к пьянству. Лично я могу рассказать немало таких вещей, о которых я предпочел бы лучше забыть, чем знать и видеть их.
Вторая идея, на которую обратил внимание митрополит Марк – это предательство и измена близкому человеку, перед которым у тебя есть ответственность. Конечно, вы мне можете возразить, что, мол, по фильму они оба «по-настоящему» и не любили тех, кого в итоге оставили. Но это все лирика, так как сути дела это не меняет. Напоминаю, что мы смотрим на эту идею через призму христианского восприятия, а не «насколько мне лично нравится этот фильм». И тут без вариантов поступки главных героев для нас антипример. Опять же, спросите себя честно, в реальности хотели бы вы оказаться на месте Ипполита или Гали? В одну ночь оставленные из-за «сиюминутной пьяной слабости вашего избранника»? И, я уверен, в жизни мы часто видим, что именно пьянство способствует изменам и, как следствие, развалам семей. Факт этот сложно отрицать…
А что в итоге? В итоге общественное и личное восприятие любимого фильма доминирует над христианской оценкой сюжетных линий. Значит ли это, что не нужно смотреть эту «волшебную новогоднюю сказку»? Решать тебе... Но при этом, когда вдруг встанет вопрос оценки, подчеркну, ИДЕЙ фильма, христианин должен идти не за своими эмоциями, а за тем, что говорит Бог.
И, как гласит известная русская поговорка «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»