Труд учителя – работа или служение?

.

Слово митрополита Марка на церемонии закрытия XI Образовательных чтений Центрального федерального округа и награждения победителей II (межрегионального) этапа XI ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

Я рад приветствовать всех собравшихся в этом зале! Сегодня у нас торжественный день – мы подводим итоги конкурса, который носит символическое название «За нравственный подвиг учителя». И торжественно вручаем награды победителям.

Уже не раз в этом зале сегодня звучали важные слова: «подвиг учителя». Тем не менее если спросить большую часть преподавателей, воспитателей, работников учебных заведений, как они воспринимают свой труд, то услышим в ответ: что для них это просто работа. То есть человек работает педагогом так же, как другой специалист — инженером, машинистом, бухгалтером.

Вместе с тем, понятие работа имеет в церковном контексте двойственный смысл. Работа – это не только то, чем человек занят большую часть времени и за что получает деньги, это не только синоним слова труд. В библейском смысле слова работа – это рабство. Перед Великим праздником Светлого Христова Воскресения вспоминаются события Ветхозаветной Пасхи, когда Господь «спас свой народ от горькой работы фараонитской». То есть говоря попросту – спас от египетского рабства. Поэтому в церковном сознании работа – это труд по необходимости и по принуждению, который порой еще и оплачивается. И в этом смысле любая работа – это какая-то обязаловка, рутина.

В церковном языке мы употребляем и другие слова для обозначения понятия «труд». Например, слово «служение». Мы говорим: священник служит, а не работает. Военный служит, а не работает. То есть служение – это не просто затрата определенного количества времени на занятия каким-то трудом. Служение – это дело всей жизни. То, что не ограничено рабочим временем, трудовым договором и т.д.

***

Как же воспринимать труд педагогов? Очевидно, что среди профессионального сообщества есть люди разные. Одни воспринимают свою профессию как источник неплохого заработка. Для кого-то это может быть тяжелая обязанность. Однако среди педагогов есть большое число людей, которые воспринимают свой труд – как служение. Таких людей всегда легко отличить. Сразу видно, что они пришли в школу по призванию.

Интересно, что в греческом языке слово призвание является однокоренным со словом церковь, по гречески «экклисия». Это слово происходит от глагола призывать. То есть Церковь — это общество, состоящее из призванных Богом людей. Общество, где нет и не должно быть рутины, обязаловки. Церковь — это место, где каждый служит Богу и своему ближнему тем даром, который имеет от Бога.

Сегодня мы говорим о подвиге учителей. Подвиг – дело сугубо добровольное. Это проявление человеческой свободы, жертвенности, ответственности – всех тех качеств, которые не имеют никакого отношения к труду невольника. Подвиг может быть только там, где есть место служению. И цель этого конкурса – пробудить сознание педагогов, чтобы тысячи и тысячи учителей осознали, сколь важно для общества их служение.

Ведь от труда наших педагогов сегодня во многом зависит, кем станут наши дети завтра. Какой они изберут путь и образ жизни. Словом – от этого зависит будущее нашей страны!

***

Если мы опять же обратимся к значению понятий, то педагог – греческое слово, которое буквально означает «дето-водитель». То есть в древности педагогом был некий слуга, человек, который брал ребенка за руку и вел в школу, нес за него ответственность и по дороге должен был поучать доверенное ему чадо, делать разного рода нравственные внушения. Кстати, в одном из посланий апостола Павла в прямом смысле употреблен этот термин. Употреблен он в контексте размышлений о соотношении Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет у апостола Павла назван «педагогом» или «детоводителем» ко Христу. Очень яркий и конкретный образ!

Тот же, кто обучал доставленное на урок чадо, назывался «дидаскал». Это был лектор, который давал «гимназисту» сумму знаний, учил предмету, в общем, заставлял молодой ум как можно более активно заниматься гимнастикой.

Высокое звание учитель объединяет в себе оба эти понятия: и педагога, и дидаскала. Поэтому и наша школа в идеале должна быть и местом обучения детей наукам, и местом их воспитания.

В заключение, в этот торжественный день хотелось пожелать всем вам правильного отношения к делу, которым вы занимаетесь, а также новых свершений и новых подвигов! Бог вам в помощь!