Какой след мы оставляем после себя на земле
Слово митрополита Марка в день памяти преподобного Саввы Освященного.
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Каждый человек, дорогие братья и сестры, оставляет в жизни свои следы. Представьте себе путника, который идет своей дорогой по влажной земле или по песку, оставляя там свои следы.
Вот этот образ напоминает и о нашем жизненном пути. Каждый человек оставляет какие-то свои, свойственные ему индивидуальные следы. Они носят разный характер, в зависимости от той жизни, которую прожил человек. Иногда эти следы носят характер светлый, радостный, иногда – величественный или мудрый, а иногда и страшный.
Мы читаем, например, слова людей, которые через много веков доносят до нас свою мудрость, свое видение жизни. Или наоборот, ужасаемся последствиям страшной жизни того или иного человека. Например, те, кто посещал бывшие концлагеря, где уничтожали тысячи и тысячи людей, приходя в эту атмосферу до сих пор ощущают ужас от того злодейства, которое происходило в тех местах.
И, тем не менее, мы больше воспринимаем материальные следы деятельности человека. Это могут быть пирамиды, надгробные памятники, дворцы, здания, храмы и прочие сооружения. Или же плоды творчества – например, писания, над которыми люди трудились в свое время.
А как же с нематериальными следами? Мы говорим о том, что у Бога ничего не пропадает. А как же молитвы, посты? Неужели все это стирается, уходит из истории, из жизни и не остается для потомков видимым, осязаемым? Неужели мы можем узнать о подвигах людей только по отзывам, по воспоминаниям, по описаниям их житий? Конечно, мы слышим доносящийся до нас через столетия глас свидетелей о том, как жили люди, какие подвиги они несли и что они оставили после себя. Но все-таки это свидетельство может носить не только описательный характер.
Сами камни, сами места являются свидетелями подвигов жизни и трудов какого-либо человека.
***
Сегодня святая Церковь отмечает память преподобного Саввы Освященного. Это удивительный человек, вся жизнь которого – подвиг. Он принял
монашеский постриг еще в семнадцать лет. А до этого, когда ему не было и десяти лет, он пошел в монастырь, где остался трудиться, подвизаться и молиться. Затем у него был соблазн, когда родители увещевали его вернуться в мир, завести семью, жениться… Но, тем не менее, он остался верен своему призванию и продолжал трудиться.
Он отправился в Палестину, к великому святому – игумену Евфимию, в лавру этого удивительно подвижника. Там святой Савва какое-то время подвизался, а затем по благословению игумена ушел в другую обитель. То, что связано в Палестине с именем Саввы Освященного – это, прежде всего, его лавра, которую он основал, где молился и проливал слезы покаяния, творил бденные труды.
Преподобный Савва вошел в историю еще и тем, что он назван Освященным. Почему он так назван? Конечно, он был удивительным человеком, который стяжал благодать Святого Духа, и действительно еще при жизни он получил освящение от Бога. Но он назван Освященным не поэтому, а потому что он – один из первых монахов, ставший еще и священником. Святой Савва не только молился, постился, трудился, но еще и совершал служение иерея и именно поэтому получил наименование Освященного.
Прошло уже много веков с тех пор, но память о нем живет. Казалось бы, следы жизни преподобного Саввы, следы его трудов должны давно исчезнуть – подобно тому, как исчезают следы путника, идущего по песку. Путник, идущий по пустыне, через какое-то время видит, что его следы теряются, что песок под действием ветра заметает их, и всякое напоминание о его пути исчезает. Но труды и молитвы не пропадают. Всякий человек, который приходит в Лавру, на это святое место, может ощутить результат трудов и молитв преподобного Саввы Освященного.
Вспоминаю последнее свое паломничество, когда в июле уходящего года посетил вместе с группой паломников эту удивительную обитель. В тот же день ранее мы молились за литургией в Вифлеемской пещере и, казалось бы, почувствовали атмосферу духовности, особую благодать… И, тем не менее, атмосфера трудов и молитв в Лавре преподобного, куда мы затем приехали, буквально дошла до каждого человека. Все мужчины (поскольку туда могут войти только мужчины), вошедшие в обитель, в храме чуть ли не на физическом уровне почувствовали благодать, которая ощущается в этом месте. Поскольку другие святые места, куда обычно устремляются паломники – это места, где не только совершается молитва, богослужение, но и где проходят тысячи, миллионы туристов, приносящих с собой дух рассеяния, расслабленности и праздности.
Другое дело – монастырь преподобного Саввы, куда добираются немногие, и где до сих пор совершается молитва и постнические труды. И там царит особая атмосфера, свидетельство преподобного Саввы Освященного и многих поколений монахов, которые жили, трудились, подвизались в этих местах.
***
А мы, дорогие братья и сестры, порой малодушествуем, ленимся, говорим – ну кому нужны наши покаянные слезы, кто видит наши труды! Может, и не нужны наши молитвы Богу – ведь Он самодостаточен и не нуждается в наших молитвах.
Но у Бога в мире ничего не пропадает. И сохраняется не только материальная память, но и атмосфера того места, где жил человек. Мы либо чувствуем себя там неуютно, либо, наоборот, ощущаем благодать, радость и нашей души касается мир Христов, в атмосфере которого жил человек.
Прославляя память преподобного Саввы, молясь ему сегодня, будем помнить и о том, что мы оставим после себя – дух и ощущение молитвы, благочестия, добрых дел, мира Христова или оставим после себя что-то временное, тленное, да еще и вместе с нехорошей памятью.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, и нам ревности, усердия в служении Богу. Потому что мы сами создаем вокруг себя атмосферу, в которой и живем, зачастую даже не чувствуя того греховного смрада, который нас окружает. И лишь посещая святые места, мы чувствуем, как нужно жить, чтобы пребывать еще здесь, на земле, в атмосфере благодати, радости и мира Христова. Аминь».
Борисо-Глебский собор города Рязани,
18 декабря 2016 года