О сути праведной жизни. Литургия в Неделю 37-ю по Пятидесятнице

.

18 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

В этот день за богослужением звучало евангельское чтение, посвященное эпизоду с Закхеем. Он, как повествуется в Писании, был начальником мытарей и богатым человеком, но ради того, чтобы увидеть Христа, влез на дерево. Господь же сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И Закхей, как говорит евангелист, «поспешно сошел и принял Его с радостью». Это событие и дальнейшие слова Закхея и Спасителя легли в основу наставления, с которым митрополит Марк обратился к верующим после богослужения:

– Праведная жизнь – это сознательное уклонение от зла и совершение добра. И однако, дорогие братья и сестры, люди на протяжении всей своей истории пытаются придумать что-то, что оправдывало бы их косность, леность и нерадение.

Иоанн Предтеча в начале проповеди обличает фарисеев и книжников, которые приходили к нему креститься. Он призывает их творить дела, достойные покаяния. Они же считали, что одного физического происхождения от Авраама уже было достаточно, чтобы Господь милостиво отнесся к ним и не судил бы строго. Но Предтеча – грозный проповедник. Он говорит, что Господь может и из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.

В Евангелии от Иоанна мы видим жесткие споры Иисуса Христа с книжниками и фарисеями. Они говорили, что они – потомство Авраама, его семя. Господь оспаривал эту точку зрения и говорил: если бы вы были чадами Авраама, вы бы творили его дела, но вы этого не делаете, поскольку гоните Меня. Авраам видел мой день и возрадовался. Итак, дети Авраама познаются по добрым делам, делам Авраама.

Именно об этом идет речь в сегодняшнем Евангелии. В нем Господь, увидев покаяние Закхея и его обращение от злых дел, сказал: сегодня пришло спасение этому дому, потому что и он – сын Авраама. Господь, конечно, имел в виду не физическое происхождение от Авраама, поскольку все люди, среди которых Он проповедовал, включая Его врагов, происходили от Авраама. Господь имел в виду добрые дела, которые творили люди, следовавшие за Ним. Закхей сказал, что половину своего неправедного нажитого имения он раздаст нищим, и если кого чем обидел, то воздаст в четыре раза больше. И именно этим он показал свое сродство с праотцем Авраамом.

А мы, дорогие браться и сестры, чем оправдываемся? Если евреи оправдывались своим происхождением от Авраама, то мы часто оправдываемся тем, что мы крещены, что мы – чада Церкви, что мы ходим в храм, и уже поэтому Господь должен нас помиловать, отнестись к нам более милостиво, чем к тем, кто оказался за порогом Церкви.

Но Господь, в том числе через эту историю с Закхеем, напоминает нам, что Богу можно благоугодить только сознательным отвержением зла и сознательным же выбором добра.

Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы возлюбили добро и делом показали, что мы также являемся детьми Авраама и настоящими христианами.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"