Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме великомученицы Екатерины города Рязани

.

Вечером 20 марта митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме великомученицы Екатерины города Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция (видео доступно в записи).

Творение преподобного Андрея в самом своем названии содержит указание на главное его содержание и задачу – это призыв к покаянию, к принесению его достойных плодов, это покаянный плач автора канона и череда библейских образов, раскрывающих эту тему. Но что же такое покаяние и всегда ли правильно люди его понимают?

Как сказал митрополит Марк в наставлении к прихожанам храма, надо с вниманием и даже осторожностью относиться к словосочетанию «покаянное чувство». Это церковное выражение всем знакомо, но используя его, можно забыть о том, что покаяние – это не чувство, но нечто гораздо большее.

– Когда мы употребляем выражение «покаянное чувство», есть риск непонимания, что же такое покаяние на самом деле, – подчеркнул владыка. – Конечно, покаянное чувство может быть неким толчком, который поможет человеку покаяться по-настоящему. Но само слово «покаяние» по-гречески касается сферы не чувств, но ума. «Изменение ума» – вот значение этого слова, то есть оно указывает на изменение жизненных установок, ценностей. И его результат – изменение течения нашей жизни.

Точно так же нельзя подменять христианскую любовь чувством любви, как у нас говорят – «пропали чувства, нет их». Христианская любовь, так как мы видим ее в Евангелии – это любовь рациональная, проявляющаяся в поступках. И покаяние – это событие, жизненный поворот, который затрагивает всего человека. Конечно, нам проще вписать покаяние в сферу чувств. А если покаяние – чувство, что тогда нужно? Пришел, послушал канон, умилительные песнопения, умилился, расчувствовался, возникли покаянные чувства… Но затем они проходят. Церковь учит нас не этому. И примеры, которые предлагает нам творец канона, касаются жизни и ее изменения. И именно к этому призывает нас Церковь и Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.