День празднования перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба в посвященном им соборе Рязани

.

Они были сыновьями равноапостольного князя Владимира, воспитывались в христианском благочестии, отличались глубокой верой, милосердием и сердечной добротой. Это – благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. 15 мая празднуется перенесение их мощей, и дату одного из престольных торжеств в древнем рязанском соборе, посвященном святым братьям, верующие встречали на Божественной литургии, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Князья Борис и Глеб, во святом Крещении Роман и Давид – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они предпочли кончину от рук убийц перспективе вступления в кровавую распрю со своим братом Святополком, страстно желавшим взойти на Киевский престол. Уже Ярослав Мудрый, глубоко почитавший подвиг своих братьев, построил в Вышгороде под Киевом храм в их честь, куда были положены мощи страстотерпцев. Это святое место было символом братской любви Ярославичей и их совместного служения Родине. А знаковой датой их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба в 1115 году в новый храм. На событии присутствовали три сына князя Ярослава – Изяслав, Святослав и Всеволод.

О подвиге святых князей Бориса и Глеба, о единстве и угрозах вражды говорил митрополит Рязанский и Михайловский Марк в наставлении после богослужения в день празднования перенесения мощей братьев-страстотерпцев:

– Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами слушали Евангелие от Иоанна, которое заканчивалось словами о том, что верующий в Господа и творящий заповеди на суд не приходит, но переходит от смерти в жизнь. Такие слова Христос говорит всем тем, кто Его слушал, подчеркивая идею, что человек, имеющий веру и творящий дела веры, прямо становится наследником Небесном Царствия, минуя Страшный Суд. И такими людьми, которые перешли от смерти в жизнь, стали юные христиане Роман и Давид – такие имена получили во святом Крещении князья Борис и Глеб. Они старались взращивать в своей душе христианские добродетели, жили согласно заповедям Спасителя и тем правилам жизни, которым учил их святой отец, равноапостольный князь Владимир.

Но нечестивый Святополк попытался незаконным образом захватить престол отца, сесть в стольном граде Киеве. А чтобы законные наследники Киевского престола ему не мешали, он решил с ними расправиться, жестоко убив обоих братьев.

Мы сегодня прославляем их память и в очередной раз вспоминаем их брата, который получил в народе страшное прозвище Окаянный. Этот человек принес раздор и вражду в пределы Святой Руси, но этот раздор имел место не только в то в далекое время, когда Русь лишь начинала жить согласно заповедям Спасителя. Эта рознь и вражда присутствовала на протяжении столетий. Подобные раздоры, стремление разделить наш народ и подвергнуть угрозе само понятие «Святая Русь», извратить наследие князя Владимира и святых отцов присутствует и сегодня. Вследствие этой вражды кровь не одного, но многих тысяч людей проливается сегодня на земле, где жил князь Владимир. Мы молимся сегодня его детям, благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, чтобы они помогли нам преодолеть эту смуту, чтобы ходатайствовали перед Богом об исцелении ран Святой Руси, и чтобы наш народ изгнал вражду, злобу и ненависть из своей среды и вновь продолжил свое историческое шествие в этом мире как народ Святой Руси.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"