В храме Нерукотворного образа села Выжелес впервые совершено архиерейское богослужение

.

В храме Нерукотворного образа села Выжелес Спасского района впервые Божественную литургию совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Владыке сослужили клирики епархии, несущие служение на Спасской земле. Знаменательное событие пришлось на день престольного праздника сельской церкви – 29 августа, когда вспоминается перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Несмотря на будний день, на богослужение пришли жители этого и других сел.

До революции в Выжелесе было два храма: один каменный, другой деревянный. По свидетельствам местных жителей, в ХХ веке сначала была разрушена каменная церковь, а позже, в 70-х годах, разобрали на бревна деревянную. Возрождение церковной жизни в селе произошло уже в следующем веке, когда летом 2014 года в Выжелесе был образован новый приход. Тогда жители, объединившись, всем миром приступили к строительству храма. Строительство велось на пожертвования неравнодушных благотворителей и молитвами всех прихожан. Здание росло, и в 2021 году верующие уже стали участниками первой Литургии в новой церкви.

Предание связывает историю празднуемого в этот день образа, именуемого Нерукотворным, с евангельским временем. Правитель сирийского города Едессы Авгарь, пораженный проказой, услышал о чудесах, совершаемых Спасителем, и отправил своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания никак не мог справиться с этой задачей, но Господь подозвал его, передал для Авгаря письмо, а Сам умыл лицо, отер его убрусом, то есть полотенцем, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. В водовороте событий потом происходило многое, связанное с местом пребывания Нерукотворного образа, то есть с городом Едессой, пока в 944 году император Константин Багрянородный не перенес святыню в Константинополь. Это событие и праздновалось в день архиерейского богослужения в Выжелесе.

О Нерукотворном образе и вообще об иконописных изображениях Господа говорил в наставлении после Литургии митрополит Марк:

– В нашей повседневной жизни, дорогие братья и сестры, можно часто встретиться с ситуацией, когда человек, запечатленный на фотографии, рассматривает ее и начинает придираться, критиковать и просить удалить снимок, поскольку он не отражает вид человека и неприемлем из-за не правильного взгляда или чего-то еще. Притом для людей сторонних кажется, что фотография хорошая.

Но если мы говорим о том, что фотография, сделанная человеком, с нашей точки зрения может плохо передавать душу человека, его сознание и внутренний мир, то что же мы можем говорить о Самом Спасителе? А потому, как говорит Предание, многие, кто пытался изобразить Спасителя, не имели успеха – созданные ими изображения были слишком далеки от оригинала. И вот тогда появился образ, который называют Нерукотворным. До нашего времени не дошла подлинная святыня, которая была принесен вначале в Едессу, а потом в Константинополь. Но мы имеем большое количество иконных изображенных Христа Спасителя. Мы видим Спасителя и восседающим на троне, и изображенным на Убрусе, видим огромное количество изображений Господа, причем разных. Мы видим, что в одних случаях лик Спасителя грозен, в других – милостив, в третьих же источает особую премудрость. И, конечно, каждая икона Спасителя имеет свою историю и свой опыт благодатной жизни в Церкви.

Когда смотрим на иконы Христа Спасителя, нам не так уж важно, насколько они отображают тот образ, который принял Господь, воплотившись на земле. Ведь для нас самое главное – чтобы Господь нам помог, чтобы Он нас спасал – как в этом бушующем море настоящей жизни, так и в вечности. Но чтобы Господь нас спасал, мы тоже должны приближаться к Нему. И в этом смысле важен наш внутренний мир, душа – насколько она прекрасна, подобна Христу?

Существует такой сборник трудов святых отцов, который называют «Добротолюбие». Но это очень образный и вольный перевод названия, которое, если брать исходный греческий термин φιλοκαλία, надо переводить как «любовь к красоте». Именно к красоте! Потому что целью и задачей монаха и всякого христианина является создание прекрасной, красивой души.

Многие из женщин стараются украшать себя: кто-то красит волосы или губы, кто-то подводит ресницы, но все это лишь внешнее украшение, которое на самом деле не важно. Господь призывает нас к другому, и опыт Церкви говорит о другом – нужно, чтобы наши души стали прекрасными! И в этом состоит наша главная задача. Мы можем чувствовать, насколько красива душа, по взгляду человека. Ведь с точки зрения физического строения, структура глаза у всех одинакова – сетчатка, роговица, пусть даже и разного цвета. Важно, что при этом у каждого человека свой особый взгляд: у кого-то он хитрый, у кого-то – равнодушный, а бывает и бесчувственный, жестокий или лукавый. Как говорит еврейская пословица, «глаза – это окна души». И в нашем русском языке глаза называют зеркалом души. Конечно, речь идет не о физической структуре глаза, а о том, что излучает человеческий взгляд. Дай Бог и нам, дорогие братья и сестры, стремиться к тому, чтобы наша душа стала прекрасной, а для этого нужно много трудиться и поставить себе целью уподобление Спасителю, следование за Ним. И только тогда наши души смогут приблизиться к источнику красоты – Богу.

*   *   *

В завершение наставления митрополит Марк поделился воспоминаниями о том, как начиналось возведение здания церкви в Выжелесе, как проходила закладка храма, где теперь уже совершаются богослужения и верующие сельчане с верой и радостью припадают к этому источнику воды живой.

Со словами глубокой благодарности архипастырь обратился к тем, кто внес и продолжает вносить свою посильную лепту в созидание храма и его жизни. Потрудившиеся были удостоены медалей Рязанской митрополии.

Медалью князя-великомученика Романа Рязанского II степени был удостоен Алексей Викторович Кирпо. Ираиде Николаевне Благовой была вручена медаль блаженной Любови Рязанской III степени.

Медали блаженной Матроны Анемнясевской III степени были вручены Антонине Михайловне Ереминой, Татьяне Петровне Юдиной, Людмиле Ивановне Панкиной и Любови Константиновне Михайловой.

В завершение всех богомольцев ожидало чаепитие с угощением.

Видео - Рязанская епархиальная телестудия "Логосъ"